Новые правила для электросамокатов: что нужно знать в 2022 году

Новые правила для электросамокатов: что нужно знать в 2022 году
Шпаргалки

Сколько сейчас стоят электросамокаты, каких правил должны придерживаться их водители и что изменит новый ГОСТ, читайте в материале РИАМО.

Популярность электросамокатов

Электросамокаты все чаще становятся полноценным транспортным средством. Их популярность растет в геометрической прогрессии, о чем говорит недавно опубликованная статистика группы «М.Видео – Эльдорадо». Так, штучные продажи электротранспорта в январе – апреле 2022 года выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уточняется, что 85% спроса приходилось именно на электросамокаты, а остальное – на электровелосипеды, гироскутеры и моноколеса.

Растет и развивается рынок проката электросамокатов, так называемый кикшеринг. Так, в столице действуют сервисы Whoosh, Urent, «Яндекс. Go», «Карусель», Lite и другие. Также кикшеринг работает в 18 городских округах Подмосковья – за два года число транспортных средств выросло в несколько раз.

Нужны ли права для электросамокатов: что ждет «транспорт будущего»>>

Купить или взять в аренду

Кикшеринг многие выбирают за возможность разового использования. Это достаточно удобно – самокат можно не перевозить с собой в транспорте, а взять в подходящей точке.

Цена на поминутную аренду в Москве составляет от 5 рублей за минуту проката или от 250 рублей за час использования. Также некоторые компании взимают средства за активацию электросамоката – от 50 рублей за старт.

Один из минусов кикшеринга – его сезонность. На своем электросамокате вы можете кататься в любое время года при благоприятных погодных условиях. А вот аренда обычно доступна с марта и до наступления осенних холодов.

Что касается покупки нового электросамоката, здесь цены зависят от мощности и нагрузки (веса катающегося). Минимальный порог – 12 тысяч рублей. На вторичном рынке самокат можно приобрести и за 6 тысяч рублей.

Как пользоваться прокатами электросамокатов в Москве>>

Законодательство

Сегодня на водителей электросамокатов распространяются те же правила, что и на пешеходов. Однако, если электросамокат имеет мощность более 4 кВт, то для управления им нужно водительское удостоверение категории «M». В случае, если есть водительские права другой категории, то дополнительно никакие права получать не надо.

«Сейчас готовятся поправки в ПДД, где предлагается признать электросамокат средством индивидуальной мобильности (ЭСИМ). Проект еще находится на стадии экспертизы, и в него, возможно, еще будут вноситься изменения. С другой стороны, в своем решении Верховный суд РФ признал электросамокат транспортным средством. Но это было отдельно взятое решение по конкретному делу в конце марта этого года», – рассказывает Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент, член экспертного совета Комитета Государственной думы, член Ассоциации юристов России.

В случае, если водитель электросамоката совершит наезд на пешехода, компенсацию за причиненный вред будет выплачивать именно владелец техники.

«Это будет происходить даже в том случае, если пешеход будет переходить дорогу в неположенном месте. При этом вред, причиненный пешеходом имуществу, в данном случае электросамокату, будет возмещать пешеход. Правило зафиксировано в статье 1079 ГК РФ», – сообщает Снежана Нехочина, юрист «Единого центра защиты».

Юристы советуют: при любом столкновении следует вызывать сотрудников ГИБДД для фиксирования события происшествия на дороге. Пострадавшему необходимо обратиться в полицию и в травмпункт для медицинского освидетельствования.

По статистике за прошлый год, на дорогах России произошло 672 ДТП со средствами индивидуальной мобильности, включая электросамокаты. Погибли 20 человек, еще 704 получили травмы различной степени тяжести.

Как выбрать велосипед >>

Каким будет новый ГОСТ

Документ до конца июня находится на стадии принятия замечаний и предложений. Разработчики ГОСТа с требованиями к безопасности электросамокатов – Технический комитет по стандартизации «Дорожный транспорт». Он определяет в документе требования к безопасности, в том числе максимальной скорости электрических средств индивидуальной мобильности. Все ввозимые в Россию и производимые в стране электросамокаты, моноколеса и гироскутеры будут проверяться на соответствие ГОСТу.

Согласно предложенным правилам сертификации ЭСИМ, обязательным будет ограничение скорости до 25 километров в час, а в парках – до 6 километров в час. Причем за снижение скорости в определенных районах будет отвечать спутниковая система. Кроме скорости, ГОСТ будет контролировать размер колес, световые приборы, маркировку электросамоката и другое.

Стоит отметить, что некоторые требования, в частности ограничение скорости, уже применяются для прокатных электросамокатов.

«Заткнутые», «столбы» и самокатчики: кто бесит в московском метро>>

Перспективы развития рынка

Принятие ГОСТа без смягчающих поправок сулит рынку потерю некоторых моделей электросамокатов или их подорожание, предполагают эксперты. Связано это с тем, что большая часть ЭСИМ приезжает в Россию из Азии, и не все производители смогут построиться под новые правила.

Будущее рынка проката электросамокатов в краткосрочной перспективе хорошее, а в долгосрочной, скорее, туманное, отмечает Всеволод Морозов, директор по аналитике и планированию компании Simetra.

«О краткосрочных радужных перспективах говорят следующие факторы: рост стоимости использования личных автомобилей, нежелание части общества использовать общественный транспорт, развитие велосипедной инфраструктуры, рост внутреннего туризма, относительно доступная цена. Если говорить о долгосрочных тенденциях и учитывать, что ситуация во многих отраслях в мире стала слишком турбулентной, то есть трудно предсказать, какие компоненты могут стать дефицитными, а также насколько сильно вырастет цена, даже этот вид транспорта может стать слишком дорогим и превратиться в аттракцион», – говорит эксперт.

Как взять напрокат велосипед в Москве >>