Особенности «черной пятницы» в России: информационная атака и разные подходы к распродажам

Особенности «черной пятницы» в России: информационная атака и разные подходы к распродажам
Акценты

Каждый год в ноябре по всему миру проходят дни глобальных распродаж – «черная пятница». Многие люди участвуют в этой акции, которую устраивают как офлайн-ритейлеры, так и онлайн-маркетплейсы. Каковы особенности «черной пятницы» в России и действительно ли выгодно делать покупки в эти дни, читайте в материале РИАМО.

Продавцы начали понимать, что обманывать покупателей больше невыгодно

Черная пятница пришла в Россию из США, где существовала экономическая целесообразность в том, чтобы освобождать склады перед основным сезоном продаж – Рождеством и Новым годом. Это было действительно выгодно и покупателям, и продавцам, объясняет маркетолог Антон Полилов.

В России же изначально распродажи появлялись совсем по другим причинам: в большей степени это был просто PR-инструмент для привлечения внимания, отмечает он. Выполнялись определенные манипуляции с ценниками, но реальную цену никто особо на планировал снижать, а нередко ее даже увеличивали.

Однако, по его мнению, последние несколько лет этот тренд заметно поменялся.

«Во-первых, многие покупатели начали догадываться, что распродажи не настоящие. И «голосовали» рублем или ногами, то есть просто уходили от таких продавцов, причем навсегда. И оказалось, что обманывать своих клиентов стало экономически нецелесообразно», – отмечает Полилов.

Во-вторых, с развитием интернета, рядовым пользователям стало достаточно легко находить историю изменения цен на товары и принимать решение о том, когда покупать действительно эффективно.

Третий момент заключается в том, что многие компании научились использовать этот инструмент для увеличения охватов и продаж своих товаров. То есть им проще дать скидку на свой товар на распродаже, чем тратить сопоставимый бюджет на рекламу, объясняет маркетолог.

Как сэкономить на покупке продуктов: 6 лучших сервисов для мониторинга цен в магазинах>>

Крупные ритейлеры и «ноунейм»-магазины: в чем разница подходов к продажам во время «Черной пятницы»

Директор по исследованиям и разработкам КРОС Ксения Касьянова считает, что период распродаж – это, безусловно, плюс для рынка, хороший способ его оживить, насытить оборотными средствами.

Много лет культура распродаж в России формировалась преимущественно крупными ритейлерами, для которых важна долгосрочная репутация и твердое убеждение покупателей, что в определенных сетях он может совершать действительно выгодные покупки. Сейчас за счет развития маркетплейсов и изменения конъюнктуры на рынок вышло большое количество малых игроков, так называемых «ноунейм»-магазинов и частных предпринимателей, отмечает эксперт.

«Понятно, что в условиях конкуренции и снижения денежной массы многие магазины будут стремиться получить максимально возможную прибыль в период распродаж и использовать для этого маркетинговые уловки. Пока для них это важнее, чем долгосрочные доверительные отношения с потребителем», – полагает Касьянова.

Карта Ozon: где ее получить, как пополнять и совершать покупки>>

Информационное освещение «черной» пятницы стало агрессивнее

За годы действия акции «черная пятница» население привыкло к этому событию, и каждый раз в его преддверии знакомится с возможными покупками, делает выбор, отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова Анна Цветкова.

«В механике акции каких-то глобальных изменений не произошло, разве что ее информационное освещение стало намного агрессивнее. Отличный маркетинговый ход, который был всегда направлен на активное стимулирование продаж розницы. Однако и здесь, встречаются обман и подвохи», – говорит она.

В гонку скидок каждый год включаются как офлайн-магазины, так и торговые онлайн-площадки. К сожалению, никто не застрахован от неудач, бывают случаи, когда заказанный товар по акции «черная пятница» неделями задерживался с поставкой через маркетплейс и в итоге письма в службу поддержки приводили к аннулированию заказа и рекомендации от сервиса заказать товар снова, рассказывает Цветкова.

«А такой заказ уже идет, естественно, по стандартной цене и пользователю обидно, потому что фактически распродажа ему ничего не дала», – констатирует она.

Как добиться снижения платы за аренду жилья>>

Какие товары больше всего покупают в «черную» пятницу

Генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых рассказал, что дает участие в «черной пятнице» маркетплейсам. Магазины могут освободить склад от старого запаса товаров, увеличить объем продаж и прибыли, увеличить трафик на сайте компании, расширить клиентскую базу и продвинуть свой бренд.

 «Участие и интерес в черной пятнице покупателя вполне понятен. Он хочет купить нужные вещи и при этом сэкономить деньги. Наибольшим спросом в эти дни пользуются одежда, смартфоны, бытовая техника, товары для дома, компьютеры, телевизоры, детские товары и т. д.», – отмечает эксперт.

В прошлом году, «черная пятница» принесла онлайн-ритейлерам примерно 17,4 миллиардов рублей, подчеркивает он.

«Кстати, объем онлайн-продаж за 9 месяцев 2023 года составил 4,3 трлн рублей. Рост по сравнению с прошлым годом – 23%. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж в России на сегодня составляет 12,5%, годом ранее – около11%», – добавляет Молодых.

Где заказывать товары из‑за границы в 2023 году: 13 сервисов доставки>>