Против искусственного интеллекта и стримингов: почему бастуют актеры Голливуда
В июле 2023 года Америку накрыла мощная забастовка представителей творческих профессий кино и телевидения – актеров, журналистов, телеведущих, объединенных в один профсоюз. Эта акция наложилась на забастовку сценаристов, начавшуюся полутора месяцами ранее. В итоге голливудская индустрия, только-только оправившаяся после ограничений периода пандемии COVID-19, может получить новый тяжелый удар. В чем причина забастовок и на что они могут повлиять, читайте в материале РИАМО.
Самая масштабная забастовка актеров за последние 63 года
В последний раз одновременные забастовки американских актеров и сценаристов проходили аж в далеком 1960 году. И вот теперь, спустя целую человеческую жизнь, в США сложились новые реалии, затронувшие представителей этих профессий разом.
Первыми бастовать начали сценаристы. После того, как их профсоюз, Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America, WGA), не смог договориться об условиях нового коллективного договора с Альянсом продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers, AMPTP), члены Гильдии проголосовали за проведение забастовки большинством голосов (97,85%) и со 2 мая начали протестовать. Забастовки проходят в форме прямых пикетов и в виде отказа от работы над проектами компаний, входящих в AMPTP.
Протесты актеров и представителей других схожих профессий, входящих в единую организацию под названием «Гильдия актеров экрана – Американская федерация теле- и радиоартистов» (Screen Actors Guild – American Federation of Television and Radio Artists, SAG–AFTRA), началась по схожей схеме: они точно также не смогли договориться с AMPTP об условиях нового коллективного договора и начали бастовать с 14 июля.
Причина забастовок гильдии актеров и сценаристов
Как всегда, в таких случаях суть конфликта проста: работники хотят получать больше денег, а работодатели не горят желанием с деньгами расставаться. Однако в этот раз масштаб происходящего обусловлен двумя факторами: бурным развитием стриминговых сервисов и активным внедрением в киноиндустрию технологий на базе искусственного интеллекта (ИИ).
Одним из главных источников дохода как сценаристов, так и актеров являются отчисления за каждый показ произведения, в создании которого они поучаствовали. Однако если предыдущие договоры по размерам таких отчислений касались традиционного телевидения, то за последние годы оно стало сильно проигрывать стриминговым интернет-сервисам – а коллективных соглашений с этими сервисами заключено не было. Из-за этого каждому отдельному творческому работнику приходится договариваться с компаниями-владельцами стримингов индивидуально, что не лучшим образом сказывается на доходах таких работников. В результате возникла ситуация, при которой сценаристы, работающие в одном и том же формате (например, популярных в Америке авторских вечерних шоу), получают больше денег на традиционных телеканалах и меньше – на стримингах. Что касается последних, то им такое положение дел, разумеется, выгодно. После того, как договориться о суммах не удалось, и начинаются забастовки.
При этом любопытна конкретная цена вопроса. В случае сценаристов WGA хочет, чтобы ее члены (около 11 500 человек) получали в год 429 миллионов долларов, в то время как AMPTP готова предложить только 86 миллионов. Очевидно, что разница существенная.
При чем здесь искусственный интеллект
Что касается искусственного интеллекта, то как сценаристы, так и актеры возражают против его внедрения в кино- и телеиндустрию, при котором их услуги станут не нужны.
Первые опасаются, что ИИ будет писать сценарии самостоятельно, и настаивают, что его использование необходимо ограничить вспомогательными функциями – например, поиском информации.
У вторых поводов для беспокойства гораздо больше: при помощи так называемого deepfake (то есть наложения внешности одного человека на изображение другого) в Голливуде раз за разом «воскрешают» на экране мертвых артистов. То же самое можно проделать и с живыми, используя их внешность без их согласия – подобная коллизия была показана в эпизоде сериала «Черное зеркало» под названием «Ужасная Джоан» (Joan Is Awful), где жертвой похожей манипуляции стала героиня Сальмы Хайек. Разумеется, актеры пытаются ограничить возможность такой «кражи внешности». Что касается компаний, входящих в AMPTP, то они, конечно же, отрицают наличие у них таких намерений, но им никто не верит.
Чего хотят добиться участники забастовок в Голливуде
Цель бастующих творческих работников понятна: они считают, что терпящие убытки работодатели рано или поздно будут вынуждены пойти на их условия. А вот компании-члены AMPTP считают иначе. По их мнению, по мере того, как несчастным сценаристам и актерам станет нечем платить за жилье, их пыл сильно поубавится. Чтобы этого не произошло, WGA уже предлагает нуждающимся сценаристам обращаться за помощью в специальный фонд организации, созданный за счет пожертвований ее членов.
По информации в американской прессе, работодатели настроены серьезно и не собираются возобновлять переговоры со сценаристами до октября текущего года.
Какие фильмы и сериалы не выйдут в срок из-за забастовок
Забастовка актеров уже повлияла на работу над такими фильмами, как вторая и третья части «Аватара», «Дэдпул 3», «Гладиатор 2» (да, Ридли Скотт собирается снять продолжение своей истории про Древний Рим, но уже без Рассела Кроу), экранизация компьютерной игры Minecraft, «Мортал Комбат 2» и многие другие. Любопытно при этом, что некоторые фильмы и сериалы выйдут в срок (например, второй сезон сериала «Дом Дракона»). Это связано с тем, что в них снимаются британские актеры, которые и рады бы присоединиться к забастовке, но по законам королевства это запрещено.