Жизнь после IKEA: каково состояние рынка мебели в России после ухода иностранных компаний

Жизнь после IKEA: каково состояние рынка мебели в России после ухода иностранных компаний
Акценты
pixabay.com

Фото - © pixabay.com

Политические события 2022 года привели к беспрецедентным трансформациям во всех сферах российской экономики. Изменения коснулись и отечественного рынка мебели. Эксперты рассказали РИАМО, как отразился на отрасли уход зарубежных компаний, что стало со спросом и предложением и насколько российские производители могут удовлетворить потребности покупателей.

Как уход зарубежных компаний отразился на рынке мебели в России

Максим Блинов

Фото - © Максим Блинов/РИА Новости

По словам генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимура Иртуганова, наиболее громким стал уход компании IKEA, у которой были вложены достаточно серьезные средства в развитие бизнеса в России. При этом доля IKEA на рынке составляла всего 4-5%, а большую часть мебельной продукции, которая продавалась в магазинах компании, производилась российскими предприятиями, поэтому освободившуюся нишу оперативно заняли отечественные производители, в том числе и бывшие поставщики IKEA, отмечает эксперт.

Исполнительный директор московского регионального отделения магазина мебели Lazurit Андрей Овчинников сообщает, что шведская корпорация плотно сотрудничала с российскими производителями, среди которых было около 20 мебельных фабрик, создававших ассортимент только для IKEA и не имевших собственных каналов сбыта.

«Эти компании пострадали больше всего из-за вынужденных простоев производства. Другие поставщики лишились значительной части прибыли, их склады оказались загружены невостребованной продукцией», – рассказывает представитель отрасли.

Помимо IKEA, российский рынок мебели покинула компания Jysk, у которой, в отличие от шведского гиганта, не было производств в России, ведь она, по словам Тимура Иртуганова, пришла на отечественный рынок всего лишь в 2021 году.

«В целом уход ни той, ни другой компаний не стал проблемой для российского покупателя. Наши мебельщики полностью удовлетворяют потребности потребителей как по ассортименту, так и по ценовым категориям. Уход западных брендов сыграл лишь на руку российским производителям, у которых есть простаивающие мощности», – считает генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

Читайте также: Рынок древесины в России сегодня: итоги 2022 года и перспективы развития>>

Как изменились спрос и предложение на рынке мебели в России

Фото: Наталья Градусова, ARCHPOLE

Фото - © Фото: Наталья Градусова, ARCHPOLE

Основатель и владелец мебельной фабрики «Форт» Александр Синеркин сообщает, что после начала СВО российский рынок мебели упал на 30%, причем сильнее всего пострадал премиум-сегмент: его продажи сократились примерно на 70%. По словам бизнесмена, до конца 2022 года ситуация стабилизировалась во всех сегментах, кроме премиума.

«В целом по итогам года общий объем рынка вырос на традиционные 10%, в основном за счет роста продаж в эконом-сегменте. Люди, которые раньше предпочли бы мебель в среднем или дорогом сегменте, стали экономить и покупать более дешевые варианты. Поэтому компании, производящие мебель в этой категории, сегодня чувствуют себя гораздо увереннее, чем те, кто ориентировался на премиум-производство», – описывает ситуацию Синеркин.

Он также отмечает, что спрос на мебель всегда сохраняется, поскольку это не предметы роскоши, а необходимость, а меняются только ценовые предпочтения: покупатели ищут мебель эконом-сегмента или б/у. По словам бизнесмена, рынок продаж бывшей в употреблении мебели на «Авито» уже удвоился и продолжает расти.

«В целом спрос колышет в течение года на 15-20% в обе стороны. Для мебельного рынка это нормальные рабочие показатели, потому что он имеет сезонный характер. Исторически так сложилось, что спрос всегда растет во второй половине года, когда люди возвращаются с отпусков и начинают заниматься ремонтом и обустройством дома. Поэтому в первую половину года мебельщики, как правило, заняты ремонтом оборудования», – объясняет специфику спроса эксперт.

Андрей Овчинников, в свою очередь, утверждает, что в настоящий момент в России наблюдается падение спроса на мебель. По его словам, это связано со взрывным спросом в пандемию и постпандемийный период: большинство уже закупилось необходимыми товарами.

Специалист также отметил, что сейчас не наблюдается резко возросшего спроса на мебель в скандинавском стиле, хотя после ухода IKEA это было бы ожидаемо, в то время как эклектика, неоклассика и лофт входят в топ продаж. Что касается покупательского поведения, то с каждым годом усиливается доверие к online-продажам, добавил Овчинников.

Ценовая же политика многих крупных производителей и ритейлеров осталась, по его словам, без изменений.

«В период удорожания валюты и, как следствие, роста цен от поставщиков, компании были вынуждены временно повысить стоимость продукции. Но уже к лету все нормализовалось, и цены вернулись к уровню января 2022 года», – пояснил представитель отрасли.

Читайте также: Рынок электрокаров в России: поддержка государства и перспективы развития>>

Российские производители удовлетворят любую потребность покупателей

Мария Шуревская

Фото - © Мария Шуревская/РИАМО

Как утверждает Овчинников, российские мебельные фабрики выпускают на сегодняшний день полный ассортимент продукции для дома и офиса: корпусную и мягкую мебель для комнат, малые формы (например, журнальные столики), мебель для кухонь, а также коллекции для ванных комнат. По его словам, российские производители могут удовлетворить любую потребность покупателей.

«За качество продукции тоже переживать не стоит: ведущие предприятия имеют самое современное оборудование, в том числе и европейское. Теперь оно функционирует без поддержки иностранных поставщиков, но пандемия научила фабрики поддерживать запас необходимых запчастей на несколько месяцев вперед, и пока этого резерва достаточно», – добавляет эксперт.

Он уверяет, что сокращение доли импорта на российском рынке мебели наблюдалось задолго до введения санкций и при открытых границах, что, по его мнению, свидетельствовало о росте доверия среди покупателей к российским производителям.

«Оснований для предпочтения отечественных товаров несколько: выгодная цена при достойном качестве, доступность информации о производителе, пролонгированные гарантии, дополнительный сервис – например, бесплатный дизайн-проект. С заботой о покупателях российские мебельные компании постоянно расширяют ассортимент», – перечисляет преимущества Овчинников.

По словам специалиста отдела комплектации технологической строительной компании Interion Натальи Поправки, предпочтение отдается российскому производителю, даже если кто-то ищет дизайнерскую мебель.

«Есть и те, кто делают реплики. Если итальянская тумба стоит 1 600 рублей, то наши могут сделать за 250 рублей. Это не совсем законно, но имеет место. Причем заказчики знают, что это реплика, они согласны. Поэтому все идет к тому, что из "европейцев" останутся только эксклюзивные вещи, а в остальном произойдет полное импортозамещение. Это касается не только корпусной, но и мягкой мебели, изделий из камня. Импорт есть и будет, потому что есть люди, которые хотят исключительно итальянскую мебель и сантехнику. Они готовы переплачивать, но их становится все меньше и меньше», – отмечает эксперт.

Читайте также: «Ушли одни марки, пришли другие»: что стало с российским рынком алкоголя после санкций>>