Егор Сусин: «Сейчас многие устоявшиеся экономические модели будут ломаться и меняться»

Егор Сусин: «Сейчас многие устоявшиеся экономические модели будут ломаться и меняться»
Люди

Во всем мире было ожидание того, что сценарий развития экономики будет повторять события последних лет. Например, все полагали, что развивающиеся страны ждет экономический коллапс. Однако мы не видим серьезных шоков на развивающихся рынках, они продолжают неплохо функционировать. И происходит это потому, что за последние десятилетия было накоплено достаточно резервов, и сейчас пришло время ими воспользоваться.

Развивающиеся рынки болезненно реагируют, когда возникают проблемы с продовольствием и энергетикой. Но опять-таки давайте посмотрим, что происходит с такими энергозависимыми странами, как Индия и Турция. Казалось бы, они должны были уже столкнуться с очень большими проблемами. Однако в текущей ситуации они имеют возможность покупать энергоресурсы дешевле, чем весь остальной мир, и даже частично перепродавать их излишки, зарабатывая на этом.

Одновременно в развитых странах, например в Великобритании и США, наблюдаются серьезные проблемы с ликвидностью на рынке госдолга. Это решаемые вопросы в контексте низкой инфляции, но, когда она растет, ситуация ухудшается. Экономика и финансовая система начинают себя вести таким образом, как это характерно не для развитых, а для развивающихся стран, когда наступает шок ликвидности, и долговой рынок встает в ступор.

Поэтому можно сделать вывод, что мировая экономика и мировая финансовая система вошли в такую фазу, которую мы в истории последних 30 лет не проходили. Подобная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности, и специалисты по рискам это хорошо понимают.

Сейчас самое важное – поиск и нахождение механизмов быстрой реакции на происходящие процессы, потому что многие устоявшиеся экономические модели будут ломаться и меняться.

Возьмем, например, курсы валют: что сейчас с ними происходит?

Когда мы все последние годы говорили о курсах валют, то речь шла о том, как они работают в условиях открытой экономики. Если она частично или в большой степени закрыта, то формирование курса и его влияние на экономику существенно меняется.

Когда мы говорим о реальной или номинальной стоимости рубля, то имеем в виду его курс по отношению доллару. Но эта валюта сейчас в России ограничена к использованию.

Реальный курс высчитывается исходя из данных внешней торговли. Но у нас ее структура, торговые потоки и расчетные валюты за последнее время кардинально изменились. Значит будет происходить смещение курса, влияние которого на экономику может быть очень непривычным для нас. Мы сейчас находимся в турбулентной и непредсказуемой среде.

Еще одно наблюдение, связанное с валютами.

Многие люди все еще находятся в некой парадигме того, что доллары и евро обладают прежним функционалом, и склонность к сбережениям в этих валютах сохраняется. Однако сейчас сложилась ситуация, когда функционал этих валют стал очень ограниченным, а их инфляция за два года составила около 14–15%. Это как раз момент перехода нашей текущей финансовой системы в другую парадигму. В таком состоянии мы будем находиться еще полгода или год, когда курсы валют не будут отражать ничего, кроме локальных краткосрочных движений ликвидности, изменения активов и пассивов, постепенного роспуска этих валютных активов, адаптации логистики и торговых потоков. Поэтому к валютному курсу и рынку надо относиться именно в таком контексте.

Прогнозы о быстром крахе не оправдались: как санкции отразились на экономике России>>