«Нам есть что предложить»: российские производители мебели готовы заменить IKEA

«Нам есть что предложить»: российские производители мебели готовы заменить IKEA
Акценты

Уход IKEA c рынка заметно встревожил отечественного потребителя. В то же время российские производители мебели видят в этом новые возможности для развития. Невзирая на санкции и сложности с поставками, они готовы нарастить объемы поставок и запустить новые линейки товаров, сопоставимых с привычным качеством шведской сети. Подробности – в материале РИАМО.

Мебельный рынок успокоился

В середине июня шведский мебельный гигант объявил об уходе с российского рынка. IKEA ищет покупателя для своих четырех фабрик в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях, а с 5 июля начнет финальную распродажу товаров, оставшихся на складах.

Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов не видит ничего страшного в том, что россияне останутся без торговой сети.

«IKEA не работает в России уже три месяца, и на рынке за это время ничего ужасного не произошло. Все ниши перераспределились между другими мебельными компаниями. Что касается заводов, которые тоже стоят три месяца, они через какое-то время найдут новых хозяев и заработают. Грамотные специалисты из IKEA успешно трудоустроятся и внесут свою лепту в развитие отрасли», – комментирует ситуацию Иртуганов в разговоре с РИАМО.

Как отмечает генеральный директор холдинга «Первая мебельная фабрика» Александр Шестаков, с января по март 2022 года, по сравнению с предыдущим периодом, российский сегмент рынка вырос на 20% и составил более 79 миллиардов рублей. Это рекордный показатель за последние четыре года.

«Еще недавно покупатели столкнулись с ажиотажным спросом, когда купить мебель было проблемой. Сейчас же дефицита нет. Мебельный рынок успокоился, и мы больше не ждем потрясений», – поясняет РИАМО эксперт.

Поводом для оптимизма, по словам Шестакова, стал продолжающийся рост в строительном секторе, а также грядущее изменение критериев для стандартного жилья. В перечень норм будут включены обязательная чистовая отделка и минимальная меблировка кухонь, ванных комнат, прихожих.

Мебель ручной работы и традиционный текстиль: чем удивляет пара художников из Подмосковья>>

У иностранцев осталось меньше 30% рынка

Последним удачным годом для иностранной мебели в России стал 2015-й. Тогда доля импорта на внутреннем рынке, по словам Шестакова, составила 50,7%. Зарубежные производители лидировали в самых востребованных сегментах – в корпусной мебели и в премиальном классе. Сейчас доля иностранцев на рынке – ниже 30% и продолжает снижается.

«На сегодня большинство крупных предприятий оборудованы современными импортными технологическими линиями, как, например, «Первая мебельная фабрика». Поэтому зарубежные аналоги уже давно не превосходят нашу продукцию ни по дизайну, ни по качеству, а уж по цене и подавно не способны конкурировать. Отечественные производители способны насытить рынок во всех сегментах», – подчеркивает эксперт.

Одну из главных проблем – перенастройку оборудования – на предприятии успешно решают. Что касается импортных комплектующих – лаков, красок, химкомпонентов, тканей – то их заказывают на Востоке.

«Еще в предыдущие годы налаживались связи с заводами Китая и Турции, поэтому полной зависимости от Европы не было. Сейчас сотрудничество укрепляется и поставки растут», – говорит Шестаков.

Чем санкции против России обернутся для Запада: прогнозы экономистов>>

Компании ищут альтернативы и держат цены

В пресс-службе «Асконы», крупнейшего в России и Восточной Европе производителя и ритейлера товаров для здорового сна, обращают внимание на то, что международная цепочка поставок сломалась еще во время пандемии 2020 года. Тогда сложившаяся ситуация привела к дефициту сырья и перераспределению материалов среди отраслей. Компания испытала эти проблемы на себе, в том числе сбои поставок и рост цен в 2–3 раза.

«Наверное, самый большой вызов, с которым мы столкнулись весной, – это резкий разрыв цепей поставок. В кратчайшие сроки было необходимо найти замену европейскому сырью среди российских и азиатских предприятий. Кроме того, сильно изменились и логистические пути. Долгое время в этом вопросе совсем не было стабильности и приходилось одновременно прорабатывать 5–6 вариантов», – рассказывают РИАМО в пресс-службе компании.

Сегодня альтернативные поставщики и решения найдены, при этом доля импорта снизилась до 20–25%. Так, например, замену тканям из Италии нашли в городе Кохме Ивановской области – там работает текстильная компания «Стеллини», «дочка» одноименного итальянского производителя тканей для мебели и матрасов. А мебельные клеи закупают теперь у российской «Эгиды».

Всего «Аскона» в 2021 году выпустила более двух миллионов матрасов, 200 тысяч кроватей, 90 тысяч диванов и один миллион подушек. В этом сезоне компания рассчитывает, как минимум, на те же показатели.

«Да, несомненно, мы зависим от потребительского спроса и сейчас наблюдаем некоторый спад потребительской активности, но у нас есть четкое понимание дальнейшей работы компании», – добавляют в пресс-службе «Асконы».

Компания ранее поставляла продукцию и для магазинов IKEA. «Аскона» уже перевела 30% ранее задействованной мощности производства для шведской сети под выпуск товаров для других каналов продаж. До конца года эта цифра достигнет 75%, обещают в компании.

«Это выпуск продукции для каналов B2B и для продажи на маркетплейсах. Мы уже запустили новую линейку специально под продажи на Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет» и будем значительно усиливать и развивать этот канал продаж», – отмечает производитель.

«Аскона» продолжает расширять линейки товаров для сна, ассортимент детских товаров, а также нетипичные для себя категории – например, пошив штор и декоративный текстиль.

Примечательно, что с начала года компания не поднимала цены на продукцию, а в некоторых категориях наоборот появились товары в доступном ценовом сегменте.

Как не купить подделку: советы по шопингу на маркетплейсах>>

Курс на расширение ассортимента

После ужесточения санкций мебельная компания Mr.Doors столкнулась с необходимостью сменить некоторых европейских поставщиков фурнитуры и бытовой техники.

«Однако мы быстро сориентировались, изучили потенциальных партнеров, многие из которых делают продукцию высочайшего качества, и уже работаем в стандартном режиме или в ближайшее время начнем. Рынок намного шире, чем кажется на первый взгляд. Стоит быть более гибкими в бизнесе, чтобы несколько десятилетий оправдывать доверие клиентов», – рассказывает РИАМО генеральный директор компании Mr.Doors Сергей Шихов.

Сейчас компания рассматривает возможности приобрести предприятия, продукция которых позволит расширить ассортимент бренда при сохранении своей премиальной ниши. Собственные производства в Костроме и подмосковной Малаховке полностью покрывают потребности. Однако производителю поступают запросы клиентов на другие категории товаров вроде мягкой мебели, и он уже начал представлять новые линейки.

«За последние месяцы мы расширили направление детской мебели и ввели в продажу товары для самых маленьких. Совсем скоро в продажу выйдут трендовые мягкие панели, популярность которых кратно увеличивается. Кроме этого, уже в июле будет запущен интернет-магазин с готовыми решениями. Мы заинтересованы в запуске новых продуктов и товарных категорий премиального уровня и открыты к диалогу с потенциальными партнерами», – подчеркивает Шихов.

«Без ползунков не оставим»: кто заменит иностранные компании в сегменте товаров для детей>>

Параллельный импорт решит проблемы с поставками

По оценкам генерального директора мебельной фабрики «Мария» Ефима Каца, российские магазины IKEA продавали около 15–20 тысяч кухонь в месяц. С учетом просадки рынка потребность может сократиться 10–15 тысяч.

«Полагаю, что большая часть из них уйдет крупным игрокам рынка. По другим категориям товаров объем в разы больше. Также могу предположить, что сеть IKEA занимала более 10−20% рынка в городах присутствия – это будет серьезное перераспределение», – поясняет РИАМО Кац.

Уход IKEA с одной стороны станет большим плюсом для отечественных компаний, так как спрос частично перераспределится между средними игроками, находившимся в тени международного гиганта. С другой стороны, для глобальных изменений на рынке прошло еще слишком мало времени.

«В целом сейчас в России находится достаточно сильных отечественных компаний, готовых предложить потребителю качественный продукт по адекватной цене. В случае с IKEA, у фабрики «Мария» есть кухни, аналогичные данному бренду, а наша бюджетная линейка закрывает все потребности покупателей», – подчеркивает эксперт.

В компании активно работают над тем, чтобы сохранить себестоимость продукции на нынешнем уровне. Для этого аналитики предприятия разрабатывают новые логистические маршруты, а также изучают альтернативные варианты материалов от разных поставщиков.

«Некоторые зарубежные комплектующие очень сложно заменить на аналоги без потери качества. Скажем, фурнитура в наших кухнях используется немецкая, от мирового лидера – компании Hettich. Но в данный момент на наших складах большой запас этой продукции, и пока никаких проблем с заказом новых партий мы не видим. Самая большая сложность сейчас для всех производителей мебели — это остановка продаж техники европейских брендов», – заключает Кац.

Для компании важен закон о параллельном импорте, так как он позволит ввозить встраиваемую кухонную технику популярных европейских брендов, на которую всегда есть высокий спрос среди российских покупателей.

Минимализм и котики: как работает столичный бренд мебели Archpole>>