Гендиректор «Мострансавто» — о бесконтактной оплате проезда и коммуникации с пассажирами
Генеральный директор АО «МОСТРАНСАВТО» Сергей Смирнов рассказал корреспонденту РИАМО, как в компании работают над соблюдением расписания движения, какие инновационные проекты внедряют, сколько новых автобусов выйдет в этом году на дороги Подмосковья, а также ответил на вопросы по безналичной системе оплаты проезда.
– Сергей Алексеевич, расскажите о маршрутной сетке «Мострансавто»? Как она меняется?
– Конкурсные процедуры, которые в прошлом году проводили Минтранс Московской области и городские округи региона, предполагают заключение с «Мострансавто» пятилетних контрактов. Поэтому сейчас мы обеспечены работой по обслуживанию более чем 1200 маршрутов на пять лет вперед.
Мы получаем запросы жителей, маршрутная сеть постоянно меняется, в перспективе наша транспортная сеть будет развиваться в качественном выражении. Примем комплекс мер, включающий в том числе раздублирование маршрутов, изменение расписаний, количества и вместимости транспортных средств.
– А можете примеры привести?
– К примеру, у многих пригородных маршрутов в схеме движения есть остановки рядом с железнодорожными станциями, и мы будем синхронизировать расписание автобусов с прибытием электропоездов. На городских маршрутах картина иная: здесь необходимо учитывать, что при открытии, например, школ, торговых и бизнес-центров увеличивается генерация пассажиропотока, и мы корректируем вместимость автобусов. При поступлении пожеланий и предложений от жителей мы прорабатываем их совместно с профильными департаментами Министерства транспорта Московской области и администраций городских округов, которые в итоге принимают окончательное решение.
Все вопросы, предложения и пожелания пассажиры могут направить нам на круглосуточную единую линию связи 8 (800) 700-31-13, официальную страницу «ВКонтакте» или через личный кабинет на нашем сайте.
– Как вы боретесь с задержками в расписании?
– Причины, по которым автобус опаздывает, могут быть абсолютно разные. Здесь нужно исходить из конкретных маршрутов и разбирать ситуацию точечно. По каждому факту проводится проверка, по результатам которой принимается решение. Начало и окончание движения автобусов на каждом маршруте, а также интервал и частота определяются с учетом распределения спроса на перевозки. Мы постоянно анализируем пассажиропоток, транспортную загруженность трасс и вносим в график движения автобусов корректировки. Если по одному маршруту поступает несколько обращений, рекомендуем филиалу обратить внимание на это направление и усилить контроль за работой автобусов на линии.
– Есть ли в «Мострансавто» дефицит кадров среди водителей?
– Водители – наш основной кадровый состав. Мы не испытываем острого дефицита, но всегда готовы брать на работу высококлассных водителей. Кроме того, для тех, кто хочет работать водителем, у нас действует программа обучения на получение прав категории D. Это значит, что за несколько месяцев мы совершенно бесплатно даем человеку новую профессию и платим стипендию на протяжении обучения. Единственное условие – новый сотрудник должен отработать в компании один год.
Сейчас у нас работают более 8 тысяч водителей. Актуальные вакансии размещены на официальном сайте «Мострансавто» в разделе «О компании». Для решения кадрового вопроса мы привлекаем и самих сотрудников предприятия. В компании действует программа «Приведи друга»: за каждого кандидата в водители автобусов, успешно прошедшего испытательный срок в три месяца, работник, рекомендовавший его, получает единовременную премию в размере 10 тысяч рублей.
– А сколько в среднем получает водитель?
– В среднем заработная плата водителя в «Мострансавто» после ежегодной индексации составляет 68 тысяч рублей на руки, что почти на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Размер зарплаты зависит от квалификации водителя, класса транспортного средства и отработанного времени. С марта этого года доплачиваем сотрудникам за напряженность графика работы. Средний возраст водителей автобусов – 49 лет.
– В связи с текущей экономической ситуацией удается ли обновлять транспортные средства?
– Мы получили 110 новых автобусов среднего класса марки ЛиАЗ-4292. Это современные низкопольные автобусы, оборудованные системой климат-контроля, удобными сиденьями для пассажиров, медиаэкранами. До конца текущего года мы надеемся получить еще 200 автобусов. На наших маршрутах уже не первый год курсируют транспортные средства этой марки, они хорошо себя зарекомендовали. Все автобусы будут оснащены системой для приема безналичной оплаты проезда (валидаторами).
– Кстати, о безналичной оплате проезда. Поступают жалобы, что при оплате картой «Тройка» списывается излишняя сумма, которая в личном кабинете висит как долг. Почему это происходит? Как избежать подобных проблем?
– Пассажиру, привыкшему оплачивать проезд картой «Тройка» в Москве, важно помнить, что в Подмосковье на зональных и междугородних маршрутах стоимость поездки зависит от расстояния и карту нужно прикладывать дважды: чтобы обозначить начальную остановку на входе и для фиксации конечной точки поездки на выходе. При этом на карте должна быть сумма, равная стоимости самой короткой поездки. В 2022 году это 40,41 рублей за поездку на расстояние до пяти километров или в пределах населенного пункта. Например, если на карте есть 130 рублей, а нужно заплатить за проезд 120 рублей, произойдет следующее: при входе спишется минимальная стоимость поездки – 40,41 рублей, а на недостающую сумму сформируется «долг». При выходе «долг» будет отменен, а с карты спишется разница между суммой, «снятой» при входе, и тарифом фактически совершенной поездки. Если человек забыл приложить карту, выходя из автобуса, то «долг» будет списан при следующей поездке в дополнение к стоимости проезда по городу. Поэтому пассажирам нужно не забывать прикладывать карту на входе и выходе на маршрутах с зональными тарифами.
Мобильные альтернативы: как платить телефоном без Apple Pay и Google Pay>>
– И еще вопрос о безналичной оплате. Иногда оборудование пишет: «Карта находится в стоп-листе». Почему так получается и как вывести ее из стоп-листа?
– Карта может попасть в стоп-лист по разным причинам. Например, банковские карты чаще всего попадают туда, если от банка не прошла оплата за ранее совершенную поездку. Может быть, на карте не было денег, или был превышен суточный лимит расходов, или ещё что-то. Банков много, правил работы карт тоже много. Погасить задолженность может только пассажир. Инструкция, как это сделать, есть на сайте strelkacard.ru в разделе «Банковские карты» и на стикерах, размещенных в салонах автобусов «Мострансавто».
Карты «Стрелка» могут быть в стоп-листе, когда средств на счете меньше, чем нужно для оплаты минимальной стоимости проезда – в таком случае карту нужно пополнить. Для продления работы транспортной карты учащиеся и студенты должны каждый год подтверждать свой статус. Право пользования картой «Стрелка» подтверждается на портале государственных и муниципальных услуг Московской области, это необходимо сделать до 25 августа. Неподтвержденные карты попадают в стоп-лист.
В любом случае, если пассажир пополнил «Стрелку» или погасил долг по банковской карте, системе требуется не менее 15 минут, чтобы информация об этом поступила на терминалы в автобусе. Всем, кто пользуется картами, рекомендую завести «Личный кабинет» на сайте strelkacard.ru (нужная кнопка находится в правом верхнем углу). Туда можно привязать свои «Стрелки» и банковские карты, которые вы используете в транспорте, а еще контролировать остаток средств и получать электронные копии всех билетов. Там же можно погасить долг по банковской карте. В скором времени мы выпустим методическое пособие, в котором подробно расскажем про алгоритмы оплаты проезда и ответим на самые насущные вопросы в данной области.
Жителям Подмосковья напомнили правила провоза животных в автобусах>>
– А какие правила оплаты для детей до семи лет действуют на ваших маршрутах?
– Еще до принятия закона (который запрещает высаживать из общественного транспорта несовершеннолетних без билета – ред.) у компании была однозначная позиция – не высаживать из автобусов несовершеннолетних пассажиров. Каждый сигнал о высадке детей проверяется очень тщательно: проводятся личные встречи, ситуация рассматривается индивидуально с участием родителей, несовершеннолетних, работников филиала и аппарата управления.
Что касается правил оплаты за детей до семи лет, то весь порядок прописан в статье 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В городском и пригородном сообщении без предоставления отдельных мест для сидения пассажир может бесплатно перевозить детей не старше семи лет. В междугородном сообщении пассажир может бесплатно перевозить с собой одного ребенка не старше пяти лет и без предоставления отдельного места для сидения.
Если перевозка без предоставления детям отдельных мест для сидения запрещена, пассажир имеет право перевезти двух детей не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, не превышающую 50 % провозной платы.
– Маршруты «Мострансавто» связывают не только муниципалитеты Подмосковья, но и Московскую область с ближайшими регионами. Дальние поездки часто предполагают наличие у пассажира багажа. Как оплачивается багаж?
– Пассажирам, планирующим поездки с багажом, необходимо обращать внимание на его габариты: бесплатно можно перевозить ручную кладь длиной, шириной и высотой до 120 сантиметров. Стоимость перевозки более крупного багажа (длина, ширина и высота которого в сумме не должны превышать 180 сантиметров) в городском и пригородном (при поездке протяженностью до 25 километров включительно) сообщении составляет 40 рублей, на расстояние свыше 25 и до 50 километров включительно — 80 рублей, свыше 50 километров — 120 рублей. При этом нужно помнить, что запрещено размещать ручную кладь и багаж на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сиденьями, вблизи входа или выхода из автобуса, в том числе аварийного.
– Какие инновации внедряет «Мострансавто»?
– Мы стараемся идти в ногу со временем, внедряя IT–решения в различных направлениях работы. Во-первых, каждый водитель перед выходом на линию обязан пройти медицинский осмотр. Сейчас у нас работает более 8 тысяч водителей, проводить медосмотры по старинке не представляется возможным, поэтому мы внедрили во всех филиалах аппаратно-программные комплексы для проведения автоматизированных предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это позволило почти вдвое сократить время, которое требуется на всю процедуру.
Создана система контроля выполнения транспортной работы (КВР). Это программные решения, которые позволяют в режиме онлайн контролировать работу транспортных средств на маршрутах, вести учет соответствия параметрам заключенных государственных и муниципальных контрактов. Тем самым мы не только контролируем, но при необходимости оперативно корректируем алгоритмы работы для соблюдения регулярности движения, расписания и т.д.
Мы проводим постоянное совершенствование оборудования СОБОП (система обеспечения безналичной оплаты проезда – прим. ред.), в этом году перешли на новые мобильные терминалы. Так, нами внедрены новые терминалы AQSI с поддержкой приема всех видов карт оплаты.
Повышенное внимание уделяется коммуникации с пассажирами. Открыт личный кабинет пассажира на нашем сайте, запущен чат-бот в мессенджере Telegram, где пассажир может написать пожелание или обращение, которое не останется без нашего внимания. Также в ближайшее время мы начнем установку 1,5 тысяч мультимедийных информационных экранов в салонах транспортных средств.
«Мострансавто» стало участником нацпроекта «Производительность труда»>>