Зерновая сделка и переговоры с Украиной: о чем говорил Лавров на саммите G20
Очередной Саммит G20 проходит 15 и 16 ноября на острове Бали в Индонезии. Российскую делегацию в этом году возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров. Вопреки прогнозам, что Запад собирается демонстративно бойкотировать РФ, зал заседаний, по данным Bloomberg, во время выступления главы МИД никто не покинул. Сам Лавров подвел итоги первого дня на пресс-конференции. О чем говорил министр и о других событиях, произошедших на встрече «двадцатки», читайте в обзоре РИАМО.
Мнимые и настоящие проблемы со здоровьем
Первая сессия G20, посвященная продовольственной и энергетической безопасности, началась с задержкой. Президент США Джо Байден опоздал на полчаса, а в его длинном кортеже заметили карету скорой помощи. Вообще, тема здравоохранения, которой посвятили вторую сессию саммита, всплыла на Бали еще вчера.
Сначала западные журналисты «госпитализировали» Сергея Лаврова в индонезийскую больницу. Фейк опроверг сам министр. В добром здравии, в шортах и майке, с балкона гостиничного номера он пожелал опубликовавшим утку СМИ «быть почестнее, чем они есть, и писать правду почаще».
Затем премьер Камбоджи Хун Сен, принимавший саммиты АСЕАН в Пномпене 8–13 ноября, сообщил, что заболел коронавирусом. Там он успел пообщаться с Джо Байденом, президентом Индонезии Джоко Видодо, премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном, генсеком ООН Антониу Гутерришем и Сергеем Лавровым, которые прилетели на Бали.
Наконец, уже на саммите стало плохо президенту Аргентины Альберто Фернандесу: у него поднялось давление и закружилась голова.
НАТО и Евросоюз давно являются участниками гибридной войны на Украине – Лавров>>
Призывы к миру
Джоко Видодо, как и положено радушному хозяину, начал заседание с мирного призыва.
«Если (СВО – ред.) не закончится, миру будет трудно двигаться вперед. Мы не должны делить мир на части. Мы не должны допустить, чтобы мир погрузился в очередную холодную войну», – сказал он.
И с этим не поспоришь. Правда, он не уточнил, идет ли речь о каком-либо вооруженном конфликте или об экономическом противостоянии.
Президента Индонезии можно понять. Участники саммита по сути разделились на два лагеря. С одной стороны запад, с другой – Россия, а также Китай и Индия, занимающие взвешенную позицию и выступающие против изоляции РФ. Сам Джоко Видодо оказался словно между двух огней. Ему, конечно, хочется, чтобы саммит завершился в позитивном ключе. Накануне он, по данным Politiko, просил блок стран G7 проявить гибкость, чтобы Москва согласилась принять совместное коммюнике по итогам саммита.
Похоже, ему это удалось, о чем 15 ноября сообщил глава Евросовета Шарль Мишель.
«Вчера вечером была достигнута договоренность на уровне шерп (доверенных лиц – ред.) по поводу итогового коммюнике. Это очень позитивный шаг», – заявил он.
Сергей Лавров подтвердил: итоговая декларация будет. Россия настояла на том, что позиция стран-участниц саммита по украинскому кризису различается.
«Запад добавил фразу, что "мы, многие делегации" осудили Россию. Мы записали, что были изложены и альтернативные точки зрения. Мы считаем, что этого вполне достаточно, чтобы не углубляться в эту проблематику глубоко, это совсем не дело группы двадцати», – сказал министр.
И это уже неплохо, учитывая то, что недавний Восточноазиатский саммит (ВАС) завершился без итоговой декларации. Причина, по словам Лаврова, заключалась в том, что «США и их западные коллеги настаивали на абсолютно неприемлемом языке в отношении ситуации на Украине и вокруг нее».
Лавров назвал требования Украины для переговоров неадекватными>>
Изолировать Россию не получилось
Западные лидеры, обошлись без протестов при выступлении Лаврова и выслушали его речь. Хотя в последнее время дипломаты из США и Европы позволяли себе выкидывать подобные фокусы. Впрочем, они не упустили возможности показать, что разногласия с Россией пока непреодолимы. Традиционной общей фотографии представителей стран-частниц G20 мир сегодня не увидит. Но кто знает, вдруг завтра все изменится.
Однако страны G7 на балийском саммите не в большинстве. И как не было изоляции России на ВАС, где Лавров провел переговоры с коллегами из Таиланда, Вьетнама, Индонезии и Лаоса, так не случилось ее и на Бали. 15 октября министр коротко побеседовал с президентом Эммануэлем Макроном, канцлером Германии Олафом Шольцем, встретился с генсеком ООН Антониу Гутерришем, главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу, китайским коллегой Ваном И. Последний заявил, что Россию никто не может лишить права отстаивать свои интересы на международном уровне.
«Очень рады, что вы лично участвуете в саммите "двадцатки", представляете Россию, это очень славная миссия. Мы поддерживаем достойную роль России в рамках "двадцатки" и других международных площадок и считаем, что никто не имеет права отобрать рациональное право России на участие в рамках многосторонних форматов», – сказал дипломат на двусторонней встрече с Лавровым.
Параллельно Джо Байден общался с президентом Турции Эрдоганом. Макрон говорил с председателем КНР Си Цзиньпинем, который вчера в свою очередь встретился с американским лидером. Словом, все, кому нужно, с друг другом пообщались. И если на полях саммита не случилось официального контакта между российским и американским представителем, то, наверное, для этого просто не пришло время.
Китай против исключения России из «Группы двадцати» – глава МИД КНР>>
Хаб в Турции компенсирует газовые потери
На пресс-конференции 15 октября Сергей Лавров сообщил, что Россия выступила против использования энергетики для сведения политических счетов.
«Мы высказались в пользу того, чтобы отказаться от политизации этих вопросов. Прежде всего отказаться от использования энергетики для сведения политических счетов, как это наблюдалось со стороны Евросоюза в отношении тех же "Северных потоков"», – сказал Лавров.
Россия также ратует за то, чтобы G20 боролась с дискриминационными препятствиями на мировых рынках энергоносителей.
«Предложили наконец открыть свободный, честный диалог между поставщиками энергии и ее потребителями. Посмотрим, какая будет на это реакция», – подчеркнул глава МИД.
Что касается «Северных потоков», то новый газовый хаб в Турции способен компенсировать потерянные объемы транзита газа, считает Лавров.
По его словам, которые приводит РИА Новости, Россия делает все, чтобы укрепить энергетическую безопасность: наращивает производство СПГ, развивает трансграничные трубопроводные проекты и работает над созданием газового хаба в Турции.
Министр на пресс-конференции также прокомментировал и встречу с Антониу Гутерришем, где обсуждалась зерновая сделка, которая заканчивается 19 ноября и пока не известно, получится ли ее продлить. Генсек ООН, по словам Лаврова, «клятвенно» заверил, что ее выполнение – приоритетный вопрос.
«Сегодня генеральный секретарь рассказывал о тех обещаниях, которые ему, в том числе на бумаге, передали США и Евросоюз, в них изложены благие намерения. Если они реализуются, то препоны на пути вывоза наших удобрений и зерна будут сняты, но все дело не в бумагах, а в том, как они будут выполняться на практике», – уточнил министр.
Президент Индонезии призвал смягчить риторику в адрес РФ на G20>>
Речь Зеленского на саммите G20
На заседании саммита Сергею Лаврову, как и остальным участникам, пришлось выслушать записанную речь президента Украины Владимира Зеленского. Он отказался приехать на Бали или, вероятнее всего, ему не разрешили. Все-таки, G20 – конструктивная площадка, развивающая международные экономические связи. И предложить миру Украине сейчас нечего. А вот Россия, раздражать которую делегацией из Незалежной не решились, – надежный поставщик ресурсов и продовольствия, и сотрудничать с ней готова большая часть «двадцатки».
Тем не менее, Зеленский появился на экране и отнял 20 минут времени при том, что по регламенту на выступление отводилось три минуты.
«Из выступления Зеленского на G20 следует вывод, что никаких советов Запада о переговорах с Россией он не слушает. Россия хочет увидеть конкретные свидетельства, что Запад заинтересован в дисциплинировании Зеленского. РФ не отказывается от переговоров с Украиной, при этом требования Киева неадекватны», – сказал Лавров.
Он предупредил, что чем дольше Украина будет затягивать мирные переговоры с Россией, тем сложнее потом будет договариваться.
16 ноября саммит на Бали продолжится сессией, посвященной цифровой трансформации. Все заседания проходят в закрытом режиме.
Песков: Слова Зеленского о «Минске‑3» стали подтверждением позиции Киева по переговорам>>