Платная парковка в Москве: что ждет автомобилистов в 2018 году
Платный паркинг появился в Москве пять лет назад – 1 ноября 2012 года в качестве эксперимента и только в центре столицы. Пилотный проект власти быстро признали удачным, после чего зона платного паркинга стала расширяться и сегодня занимает более 35% улиц города. Причем росла не только территория охвата, но и тарифы. Насколько оправдал себя один из самых амбициозных транспортных проектов столицы, и чего ждать автомобилистам в ближайшее время, выяснял корреспондент РИАМО.
Что делать, если вам ошибочно выписали штраф за парковку в Москве>>
Платные парковки – по просьбам москвичей
За 5 лет зона платного паркинга в Москве постепенно расширялась от центра в сторону МКАД. Так, 1 ноября 2012 года был запущен пилотный проект и парковка стала платной на 21 улице в центре, включая Петровку, Каретный Ряд, Петровский бульвар и другие. В 2013 году платный паркинг охватил все пространство внутри Бульварного кольца, а затем и Садового, в 2014 году частично дошел до границ ТТК и «Москвы-Сити», а в 2015 году вышел за пределы ТТК.
С 26 декабря 2016 года стартовало точечное расширение платной парковки в спальных районах столицы, плата за парковку была введена на 206 улицах в 47 районах. В итоге сегодня платить за парковку приходится более чем на 35% улиц столицы.
«Наличие платного паркинга вблизи МКАД не может не удивлять. Первоначально власти столицы говорили о том, что цель проекта – разгрузить центр города», – напоминает координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел.
Однако, как отметил заммэра Москвы, глава департамента транспорта Максим Ликсутов, расширение зоны платных парковок в столице сейчас идет локально – по заявкам москвичей.
Как рассказал в интервью РИАМО глава ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк, платные парковки вводятся по просьбам местных жителей и муниципальных депутатов возле отдельных домов и участков улиц. По его словам, люди обращаются регулярно, чтобы получить резидентные разрешения и льготу на парковку в своем районе.
В частности, в этом году заявки поступали из районов Марьина Роща, Перово, Рязанский.
Кроме того, платные парковки появились у 7 станций МЦК в спальных районах, тариф там составляет 50 рублей.
Жизнь в центре Москвы: мажоры, попрошайки и проблемы с парковкой>>
Повышенный тариф
Ликсутов пообещал, что в 2018 году тарифы на парковку повышаться не будут, и назвал действующие тарифы оптимальными, об этом он сообщил журналистам 17 октября.
На момент запуска проекта в 2012 году с водителей взимали за парковку 50 рублей в час, такой тариф действовал 2,5 года, а 10 августа 2015 года в границах Бульварного кольца был введен дифференцированный тариф, действующий с 8:00 до 20:00: первый час парковки стоил 80 рублей, каждый последующий – 130 рублей, в остальное время парковка стоила 80 рублей в час. При этом тарифы от Бульварного до Садового кольца составляли 60 рублей/час, от Садового до ТТК – 40 рублей/час. Особый тариф начал действовать в зоне ММДЦ «Москва-Сити», где проблема пробок традиционно стояла очень остро: первый час – 80 рублей, следующие – 130 рублей.
Также из-за большой загруженности на 133 центральных улицах столицы, в том числе Неглинной, Малой Бронной и Петровке, со 2 декабря 2016 года ввели новый тариф: от 50 рублей за первые полчаса до 200 рублей в час с целью увеличить оборот парковочных мест.
Подобные меры были приняты и на других участках: на части улиц Бульварного кольца водителей обязали платить за первые полчаса 50 рублей, а затем – 150 рублей в час. На отдельных улицах внутри Садового кольца тариф за первый час стоянки был установлен на уровне 60 рублей, каждый последующий – 100 рублей. На ряде улиц внутри ТТК стоимость парковки выросла до 60 рублей в час. Неизменными остались тарифы лишь за пределами ТТК.
При этом некоторые эксперты не исключают, что максимальная стоимость парковки все же будет расти.
Личное мнение: платные парковки в Москве будут расширяться в любом случае>>
Как оплатить – не вопрос
В «АМПП» отмечают, что количество парковочных сессий увеличивается, продолжительность времени пользования парковкой уменьшается, а также наблюдается снижение числа припаркованных с нарушением автомобилей.
По словам главы ведомства, водители стали рациональнее использовать парковочные места и уже не оставляют автомобили, как раньше, на весь день
«На тех улицах, где мы ввели повышенный тариф, 200 рублей в час, время парковки в среднем не превышает одного часа. Там, где действует обычный, а также дифференцированный тариф, то есть первый час стоит 80 рублей, а второй и последующие – 130 рублей, водители в среднем оставляют свои автомобили на 1 час 20 минут», – рассказал Гривняк РИАМО.
Он также отметил, что Москва получила признание международного сообщества за разнообразие сервисов для оплаты парковки. Больше всего востребовано мобильное приложение, также автолюбителям доступны другие способы: паркоматы, смс, личный кабинет на сайте АМПП, голосовой сервис, терминалы оплаты.
Наиболее очевидный на сегодняшний день эффект от введения платных парковок — экономический: оплачивая стоянку, водители пополняют столичную казну. По данным «АМПП», платная парковка за весь период действия принесла городу в целом более 13,3 миллиарда рублей, которые направляются на благоустройство города.
Новые парковки построят возле МЦК и в спальных районах Москвы — АМПП>>
Москва поехала?
Московские власти, со своей стороны, считают главным эффектом платного паркинга разгрузку дорог в мегаполисе, ради чего проект и задумывался. Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, по итогам 2016 года москвичи стали простаивать в пробках почти на четверть меньше обычного.
По информации заммэра Москвы Максима Ликсутова, жители столицы стали чаще пользоваться общественным транспортом: за последние шесть лет на 600 миллионов раз больше, чем ранее.
Как отметил на Московском урбан-форуме летом 2017 года вице-президент компании TomTom, которая занимается исследованием загруженности дорог в мире, Ральф-Питер Шафер, хотя пробки по-прежнему серьезная проблема для Москвы, они уменьшились, в частности, благодаря тому, что за парковку взимается плата. «Это, конечно, не очень популярная мера среди горожан, но, тем не менее, она помогает», - сказал он. По данным компании, потери времени из-за пробок у водителей в Москве сократились на 24% по сравнению с 2012 годом.
Московские эксперты в сфере транспорта оценивают ситуацию не так оптимистично.
«За все время своего существования платные парковки так и не смогли радикально изменить транспортную ситуацию в столице. Парковочные места, которые раньше пользовались спросом, заняты и сейчас. А невостребованные парковки как пустовали, так и пустуют», – говорит координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
По мнению эксперта, более эффективной была бы система, когда парковочные места бесплатные, но существует временное ограничение стоянки – например, не более четырех часов. Такая система успешно действует в некоторых западных странах, в том числе, в Финляндии.
«Сегодня в Москве сосредоточено 20 миллионов человек, одна седьмая часть населения России. Спрос на парковочные места в 5-10 раз превышает предложение — и никакими платными парковками эту проблему не решить», – считает Шкуматов.
По его прогнозам, транспортная ситуация в Москве будет лишь ухудшаться со временем, так как город перегружен и превращен в огромную стройку.
«По моим наблюдениям, на некоторых улицах столицы платные парковки не только не улучшили, но даже ухудшили ситуацию. Если раньше там можно было разъезжаться спокойно, то сейчас этого делать не получается», — отметил Андрей Орел.
Так, в начале сентября этого года, когда Москва традиционно встает в пробках, дороги оказались достаточно свободны. Впрочем, уже в конце месяца «Яндекс» стабильно фиксировал привычные 8-9 баллов в часы пик. Многие водители винили в этом расширение тротуаров на Садовом кольце.
«Я считаю, что прежде, чем брать деньги за парковку, нужно создать для этого условия и новые парковочные места в городе. Просто нарисовать разметку явно недостаточно», — заключил эксперт.