Чем санкции против России обернутся для Запада: прогнозы экономистов

Чем санкции против России обернутся для Запада: прогнозы экономистов
Акценты

ЕС окончательно утвердил шестой пакет санкций против России. В него, в том числе, вошли отключение от SWIFT Сбербанка, Россельхозбанка и Московского кредитного банка, приостановка вещания ряда российских телеканалов. А вот запрет поставок на необходимую Европе сырую нефть отложен на полгода. Тем временем, по словам экспертов, зарубежные санкции уже бумерангом бьют по их авторам. В ближайшем будущем эти запреты могут обернуться для Старого Света транспортным коллапсом.

Пострадают автопроизводители и авиаотрасль

Совет ЕС не случайно отложил запрет поставок сырой нефти на полгода, а нефтепродуктов – на 8 месяцев. Как рассказал РИАМО старший аналитик ГК Forex Club Валерий Полховский, в Европе уже начался топливный кризис: цены на энергоносители растут и замечается их дефицит.

«Также весь мир столкнется с продовольственным кризисом из-за сокращения поставок из Украины и запрета на экспорт Индией. Россия же при этом блокирует украинские порты и не дает вывести зерно в ответ на экономические санкции», – поясняет эксперт.

При этом в выигрыше остаются США, так как они будут поставлять свои энергоносители в том числе и в Европу, подчеркивает Полховский.

Эксперт прогнозирует, что сложнее всего придется европейским производителям – машиностроительным компаниям, авиаотрасли, так как они будут испытывать трудности из-за подорожания и нехватки топлива. Также пострадает и сфера ЖКХ.

«Многие компании, которые хотят продолжать сотрудничать с российским контрагентами, например, производители запчастей, пластика, емкостей для сельского хозяйства, будут продолжать делать это через третьи страны. Это усложнит логистику и увеличит их издержки», – добавляет эксперт.

«Период кризиса – лучшее время»: эксперты о том, стоит ли открывать бизнес в 2022 году>>

Поставили санкционный рекорд

В апреле 2022 года в отношении России было введено рекордное количество санкций – 7 400. А за весь период с 2014 года страна столкнулась с более чем десятью тысячами запретов и ограничений.

«Это число превышает санкционный объем, объявленный любой другой стране за всю историю существования экономических ограничений по инициативе сторонних государств. Коллективный Запад уже долгое время реализует свою стратегию по нанесению наибольшего ущерба России, но при этом финансовые потери несут, прежде всего, сами инициаторы», – комментирует ситуацию в разговоре с РИАМО генеральный директор промышленного холдинга Black Horse Владимир Соколов.

Как пример экономических потерь эксперт приводит ситуацию с зарубежными автомобильными брендами, которые «заморозили» отношения с российскими партнерами. В случае полной приостановки деятельности в России эти автоконцерны, считает Соколов, потеряют до 13 миллиардов евро, а также крупный рынок сбыта. Похожая история и с американскими платежными системами Visa и Mastercard. Они прекратили производство карт для отечественных банков из санкционного списка и лишились 5% и 4% соответственно от своей ежегодной выручки.

Указанные случаи – не единственные потери коллективного Запада в противостоянии с Россией, говорит Соколов.

«Недооценив потенциал российской экономики и независимости населения, власти США и Европы рассчитывали вытеснить РФ из мировых геополитических отношений. В итоге, пока в Америке идут протесты из-за роста розничных цен на бензин по причине отказа от российских нефтепродуктов, Россия активно развивает новые партнерские коммуникации с государствами Азии и Ближнего Востока», – заявляет эксперт.

Импортозамещение и новые льготы: как Подмосковье поддерживает бизнес в условиях санкций>>

Новые векторы развития

Эксперты не отрицают, что экономические санкции негативно отразятся на доходах российских граждан, особенно тех, кто выстраивал свой бизнес за рубежом. Чтобы заметить последствия западных санкций, не стоит ждать следующего года. Их видно уже сейчас, отмечает Владимир Соколов.

«Отрасли, наиболее зависимые от импорта, такие как фарминдустрия, IT-сфера, определенные направления оказания медицинских услуг, например, стоматология, а также машино- и автомобилестроение, химическая промышленность, уже фиксируют рост издержек из-за дефицита оборудования и комплектующих, сбоя в логистических цепочках», – говорит гендиректор Black Horse.

Однако российские компании на ходу учатся противостоять санкциям. Они используют параллельный импорт и быстро адаптируются к новой системе работы с поставщиками товаров, необходимых для производства. Помогает предпринимателям и закалка после экономических кризисов, ударивших по ним в 2008-м году и в тяжелые 90-е.

«В нашем холдинге в рамках импортозамещения создано новое направление деятельности – производство собственных электродвигателей и трансформаторов под нужды всех предприятий, входящих в группу компаний Black Horse. А это не только независимость от зарубежных поставщиков, но и новые рабочие места в регионе присутствия. Уверен, другие представители промышленности и российского бизнеса в целом смогут также быстро адаптироваться к новым условиям и получить от этого выгоду», – подчеркивает Владимир Соколов.

Как спасти сбережения в условиях кризиса: советы финансовых экспертов>>