Как отсудить у банка средства, украденные мошенниками

Как отсудить у банка средства, украденные мошенниками
Шпаргалки

Фото - © Adobe Stock

В каких случаях в споре клиента с банком суд встает на сторону клиента, пострадавшего от действий мошенников, читайте в материале РИАМО.

Почему нельзя сообщать код из смс третьим лицам

Фото - © Adobe Stock

17 января Верховный суд встал на сторону клиентки в споре с банком по поводу кредита, который был оформлен дистанционно по коду из SMS в результате действий мошенников, сообщает «Коммерсантъ». Жалоба истца удовлетворена, решение суда первой инстанции, а также апелляционное и кассационное определения отменены, сообщили изданию в пресс-службе Верховного суда. В настоящее время дело отправлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суть истории заключается в следующем. Клиентка ХКФ-банка в марте 2020 года, являясь пользователем его электронных сервисов, сообщила третьим лицам по телефону два кода из SMS. На их основе банк заключил договор страхования и был одобрен кредит на сумму больше 200 тысяч рублей почти под 19% годовых. Затем денежные средства были переведены на неизвестный счет, пишет «Коммерсантъ».

Клиентка потребовала признать кредитный договор недействительным, настаивая, что это не она заключила сделку, а коды подтвердила мошенникам «машинально». Суды трех инстанций выступили на стороне кредитной организации, посчитав, что должна соблюдаться конфиденциальность SMS-кодов. Однако Верховный суд счел уместным отправить это дело на повторное рассмотрение.

В банке полагают, что клиентка сама виновата в том, что позволила третьим лицам узнать коды и тем самым оформить на нее кредит. Пресс-служба банка заявила «Коммерсанту» о том, что в каждом SMS указывается цель операции и есть предупреждение не называть коды посторонним.

В каких случаях суд встает на сторону клиента

По мнению заместителя председателя комиссии по цифровым финансовым технологиям Торгово-промышленной палаты РФ Тимура Аитова, эта ситуация не новая и банковским юристам хорошо известная.

«На самом деле это не первый случай, когда клиенту удалось "отсудить" у банка украденные средства, — говорит он. — И ранее было несколько случаев, когда даже без обращения в Верховный суд клиентам удавалось успешно оспорить отказ банка вернуть на свой счет средства, выданные злоумышленникам. Но при этом им всегда приходилось проходить рассмотрение дела еще раз — уже в суде второй инстанции. Дело в том, что в большинстве случаев суд первой инстанции всегда отказывал клиенту и вставал на сторону банка. Однако суд второй инстанции чаще принимал решение в пользу клиента».

Эксперт объясняет, в чем причины этого. Дело в том, что Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации N5 еще 19 апреля 1999 г. окончательно поставил точку во всех спорах клиентов с банками по поводу неправомерного списания средств. В подобных случаях виноват банк, а не клиент, констатировал Пленум. И банковским юристам об этом Пленуме хорошо известно, подчеркивает Тимур Аитов.

«В соответствии с договором банковского счета банк обязан выполнять указания клиента, а не третьих лиц, — говорит эксперт. — Коль скоро банк выполнил требования злоумышленника, этим он нарушил договор банковского счета, стало быть, он и виноват (а не клиент). И данное решение Пленума, по сути, еще раз подтвердил Верховный суд своим решением».

Что делать, если вы сообщили мошенникам подтверждающий код из смс

Freepik

Фото - © Freepik

Если все-таки человек попадает в такую неприятную ситуацию, когда мошенникам удается получить конфиденциальную информацию из смс, каков должен быть алгоритм его действий?

«Можно попытаться подать заявление в банк в течение одного рабочего дня после того, как произошло неправомерное списание, — советует Тимур Аитов. — Однако вероятность успеха при этом крайне невысока, чаще всего от банков приходят отказы. Придется подавать заявление в суд, а потом даже кассационную жалобу на решение суда первой инстанции, который тоже клиентам отказывает. Ведь банковские юристы не зря свой хлеб едят».

Однако вероятность того, что суд второй инстанции примет решение в пользу клиента, уже весьма высока.