Юрист Хаминский: Зарубежные фирмы думают, что санкции помогут списать налоговые долги в РФ

Юрист Хаминский: Зарубежные фирмы думают, что санкции помогут списать налоговые долги в РФ
Политика

Фото - © Adobe Stock

РИАМО - 5 дек. Крупные иностранные компании уходят из России и оставляют за собой долги. При этом они уверены, что антироссийские санкции помогут фирмам списать их, однако это далеко от правды, сообщил РИАМО налоговый юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Подмосковье Александр Хаминский.

По информации правительства Германии, с начала марта Россию покинули более 700 крупных международных компаний. Независимо от причин ухода все они понесли огромные убытки, за которые приходится отчитываться перед акционерами и инвесторами.

Зачастую эти суммы исчисляются миллиардами долларов и евро и приводят к отрицательному финансовому результату в годовом отчете материнской компании. При этом заявлять о потенциальных убытках следует в том квартале, в котором они выявлены. Так как во многих странах финансовый год заканчивается 30 июня, о плачевных итогах уже заявили практически все фирмы.

«Мировая экономика существует на заемные средства. И чем хуже финансовые результаты от операционной деятельности, тем выше ставки по кредиту. По этой причине топ-менеджмент изо всех сил старается хотя бы на бумаге, но минимизировать потери. Именно поэтому в отчетности в качестве убытков вследствие ухода из России фигурирует только сумма оставленных здесь чистых активов», — пояснил юрист.

Образование налоговой задолженности

Нина Зотина

Фото - © Нина Зотина/РИА Новости

В соответствии со стандартами финансовой отчетности такие активы рассчитываются как разница между балансовой стоимостью имущества и обязательствами перед внешними кредиторами. При этом налоговая задолженность в этих расчетах не учтена. Она образуется по ряду причин.

«Чаще всего иностранные компании присутствовали в России через свои 100% «дочки». Дочерние компании обычно осуществляли дистрибуцию или вели торговую деятельность в полном объеме, включая прямые продажи конечным покупателям. При этом до реализации в бухгалтерском учете товары и иные материальные ценности числились по себестоимости. Также по себестоимости они учитывались при расчете чистых активов», — рассказал Хаминский.

Он отметил, что согласно налоговому законодательству РФ любое выбытие товара, будь то продажа или безвозмездная передача, в целях налогового учета должно отражаться по ценам реализации, которые сложились исходя из параметров обычного делового оборота.

Юрист уточнил, что, к примеру, согласно отчетности ООО «Адидас», торговая наценка составляла 130% к балансовой стоимости товаров. Компания прекратила аренду складов и магазинов, товары исчезли, но налоги с торговых наложений, рассчитанные в соответствие со ст. 40 НК РФ, в декларациях отражены не были и в казну не поступили.

Специалист подчеркнул, что такая ситуация сложилась практически у всех предприятий, занимающихся торговлей. Если приглядеться к ассортименту ведущих маркетплейсов, то можно заметить, как увеличилось предложение новых товаров тех марок, которые покинули страну.

«Возможно несколько иная ситуация у компаний, которые занимались производством, общественным питанием и сервисным обслуживанием. Доли или акции части из них были проданы российским или иностранным инвесторам, и эти юридические лица продолжили осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в нашей стране. В этом случае претензий, связанных с уходом бренда, быть не может», — сказал юрист.

«Дочки» зарубежных компаний

Фото - © Adobe Stock

Особое внимание следует уделить филиалам и представительствам. Они не являются юрлицами и потому имеют ряд ограничений. В отличие от представительства филиал вправе заниматься коммерческой деятельностью. Но так как открыть полноценную «дочку» значительно проще, то такая форма, как филиал иностранной компании, встречается в РФ крайне редко. Но если взглянуть в реестр аккредитованных представительств, который ведет ФНС, можно удивиться, насколько много представительств в нем состоит.

По закону представительство может заниматься информационной деятельностью — сообщать потенциальным потребителям об особенностях товаров и услуг, производимых головной компанией. На этом его функции заканчиваются, вести переговоры и тем более заключать контракты представительство уже не вправе.

Обычно представительства получают деньги на аренду офиса, зарплату сотрудников, уплату НДФЛ и соцвзносов, оплату услуг связи, приобретение канцтоваров и пр. Но зачастую через российские счета представительств иностранных фирм проходят многомиллиардные суммы, никак не связанные с реальными расходами на содержание представительского офиса.

«Та же ФНС могла обратить внимание на такое несоответствие, но до поры до времени этого не делала. В чем же смысл этих операций? Ответ — двойные стандарты. Европейцы и американцы часто только претворяются законопослушными предпринимателями. На самом деле, если есть возможность сэкономить на налоговых платежах, они нанимают юридические и аудиторские фирмы для того, чтобы те предложили им минимизацию», — объяснил собеседник.

Он добавил, что одни схемы получаются вполне законными, другие балансируют на грани фола, а то и тюрьмы. Аккумулируя прибыль в низконалоговых юрисдикциях, дивизионы часто не имеют возможности перевести средства напрямую на счета материнской компании, так как, например, в Германии, Франции или Италии им сразу же доначислят налог на прибыль с разницы между ставкой в стране регистрации и ставкой в оффшорной зоне.

Как рассказал специалист, финансовые власти ЕС и США церемониться не станут. Именно поэтому средства направляются на счета российских представительств и уже оттуда переводятся в качестве дивидендов через подставных лиц реальным бенефициарам. А такая схема, если ее единственной целью являлся уход от налогов, будет влечь ответственность вплоть до уголовной, в том числе и в России.

«На примере иностранных компаний, ушедших с российского рынка, мы видим, как влияние политики на бизнес всегда приводит к несопоставимым экономическим последствиям. Что должны сегодня чувствовать руководители западных концернов? Что акционеры и инвесторы простят их? Что их налоговые схемы окажутся незамеченными? Что санкционная политика западных стран спасет их от налоговых и иных правовых последствий в России? На каждый из вопросов есть только один ответ – «нет». А когда наступит ответственность, это только вопрос времени», — заключил Хаминский.

Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал РИАМО.