Мифы и факты о работе бортпроводника: драки на борту и романы в небе

Мифы и факты о работе бортпроводника: драки на борту и романы в небе
Люди
Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

Бортпроводники всего мира 12 июля отмечают профессиональный праздник. Многие мечтают об этой профессии: путешествия по всему миру, небесная романтика, и все это за несложную работу по разносу еды и напитков. Корреспондент РИАМО пообщалась с бывшей стюардессой «Трансаэро» Викторией и узнала, действительно ли эта профессия столь привлекательна, как ее представляют обыватели, есть ли в небе место любви, и так ли строг отбор.

Один день с экипажем самолета: почему поет пилот, и что в сумке у стюардессы >>

Миф 1. Бортпроводники много путешествуют

«Я сама отчасти была жертвой этого мифа до знакомства с профессией. Когда я решила стать бортпроводником, то была уверена, что смогу увидеть гораздо больше. За два года работы мне удалось осмотреть около 10-12 городов, из которых только пять были иностранными.

Отчасти это зависит от авиакомпании, где-то возможности посмотреть мир чуть шире. Но не все так радужно, как принято считать. Зачастую бортпроводники сопровождают так называемые «разворотные» рейсы, со стоянкой 1-2 часа. В этих случаях, экипаж не выходит за пределы аэропорта, а нередко даже не покидает борт. Бывают и «эстафеты», когда ты остаешься в городе прилета на более продолжительное время, как правило, до 2-3 дней. Но это происходит нечасто, многое зависит от обстоятельств».

«Можно прилететь в Нью-Йорк с 18-часовой эстафетой, но после такого перелета тебе уже не хочется ничего, кроме отдыха».

Бортпроводники о странных просьбах пассажиров и о том, как не уснуть в полете >>

Миф 2. Бесплатные авиабилеты

kinopoisk.ru

Фото - © kinopoisk.ru

«Да, перелеты вне рабочего времени для нас, как для сотрудников, гораздо дешевле, чем для обычных пассажиров. Но здесь тоже есть ряд ограничений. Если вы представляете себе, что это происходит, как в фильме с Леонардом ДиКаприо «Поймай меня, если сможешь», где он под видом пилота путешествовал бесплатно на откидном сидении, то в реальности все не так. Откидное место действительно существует, но просто так на нем не полетишь.

В разных авиакомпаниях правила могут отличаться. В «Трансаэро» сотрудникам раз в год предоставлялись билеты с подтвержденным статусом. Они давали право бесплатно или с минимальной доплатой слетать в выбранном направлении. На все остальные поездки можно было приобрести билеты с неподтвержденным статусом. Это значит, что в день вылета нужно было приехать в аэропорт, купить билет, при этом оплачивался только топливный сбор, и пройти на регистрацию. Если остались места – ты летел, если нет – оставался на земле. Правда, на моей практике, улететь удавалось всегда. По такой программе, к примеру, можно было слетать во Вьетнам туда-обратно всего за 8 тысяч рублей».

Что делать, если боишься летать на самолете >>

Миф 3. Романтика на борту

личный архив

Фото - © личный архив

«На мой взгляд, игривый образ стюардессы – это всего лишь устаревший стереотип. Раньше, когда профессия зарождалась, в авиакомпании набирали сотрудниц исключительно модельной внешности и совершенно по иным критериям, их воспринимали совсем по-другому. Сейчас образ «небесной феи» практически исчез, а бортпроводник стал просто обслуживающим персоналом, особенно, если говорить об эконом-классе. Пассажиры относятся к нам гораздо требовательнее, чем раньше, так что флирта и романтики на борту заметно поубавилось. То же самое могу сказать и об отношениях внутри экипажа.

Лично я нечасто сталкивалась с тем, когда у пилота и стюардессы завязывался серьезный роман. Мимолетные – случались, особенно в каких-то романтичных «эстафетах», например, в Доминикану. Там можно насмотреться на разное».

«Конечно, есть стюардессы, все еще мечтающие о пилотах, но таких единицы. Пилоты этим активно пользуются, но сами уже давно не мечтают о стюардессах».

Миф 4. Бортпроводник – женская профессия

личный архив

Фото - © личный архив

«Хотелось бы процитировать героя фильма «Экипаж»: «В небе все профессии мужские». По нагрузкам я бы точно не назвала эту профессию женской. Девушкам приходится и тяжести таскать – полные телеги весят немало, а пассажирам часто требуется помощь, чтобы поместить ручную кладь на верхние полки.

Выносливость нужна – попробуй проведи многочасовой рейс на ногах, да еще и на каблуках, и все это с улыбкой. Порой приходится и драки разнимать.

У меня был такой опыт. Двое мужчин сцепились прямо у меня на глазах, а рядом не оказалось коллег мужчин. И что мне было делать? Встала между ними. В тот раз все обошлось, я их быстро рассадила, и конфликт был исчерпан. Однако мне потом сказали, чтобы в следующий раз я была аккуратнее и лишний раз не лезла, а звала на помощь сотрудников-мужчин.

Возможно, с точки зрения обеспечения комфорта пассажиров, женская отзывчивость и доброжелательность являются бесспорными преимуществами, но все-таки без мужской помощи на рейсе бывает непросто. Именно по этим причинам среди команды бортпроводников должен быть хотя бы один мужчина. Как правило, это один парень на 3 девушек».

Космонавт Елена Серова о конкуренции с мужчинами и космических командировках >>

Миф 5. Стюардами работают геи

«Кстати, со стюардами связан и другой миф, распространенный больше в Европе. Что касается российских авиакомпаний – это скорее миф, однако появился он благодаря западным коллегам, где среди мужчин-бортпроводников встречаются представители нетрадиционной ориентации.

В моей практике был забавный случай, отлично иллюстрирующий такое мнение пассажиров о стюардах. По завершению одного рейса из Америки, после окончания обслуживания, к нам подошел пассажир. Американец пришел к нам в «стойку» и стал интересоваться, куда можно сходить в Москве, что посмотреть. Больше всего его интересовал вопрос, как познакомиться с русскими девушками и как с максимальной скоростью перейти с ними к близким отношениям. Мы с напарницей не нашлись, что ему посоветовать, и резонно поинтересовались, почему он не задает подобные вопросы нашему коллеге стюарду, который находился тут же, рядом с нами.

Пассажир был крайне удивлен нашему предложению. Он был полностью уверен, что наш коллега «не по части девушек», раз выбрал профессию бортпроводника.

Американец искренне удивился, что российские бортпроводники-мужчины – гетеросексуалы. После этого он долго извинялся перед нашим коллегой, и узнал у него все, что его интересовало о русских женщинах».

Миф 6. Попасть в кабину пилота можно за деньги

Анастасия Осипова

Фото - © Анастасия Осипова/РИАМО

«Некоторые люди считают, что за деньги бортпроводник может исполнить любую их просьбу. Но самое главное в полете – безопасность, а ее обеспечение возможно только при неукоснительном выполнении инструкций. Поэтому все нестандартные просьбы встречаются отказом.

К примеру, я часто сталкивалась с просьбой попасть в кабину пилота. Иногда пассажиры даже без «прелюдий» про день рождения ребенка и прочее просто спрашивали, сколько стоит попасть в кабину пилота. Ответ на такую просьбу всегда один – отказ. Нисколько это не стоит, это запрещено категорически. Нельзя там находиться посторонним, ни за какие деньги.

Периодически просят что-то принести из бизнес-класса, аргументируя это просто: «У вас же есть, что вам, жалко?». Иногда просят алкоголь. Чаще всего просьбы подкрепляются фактом, что у кого-то день рождения».

«Практически в каждый рейс находится пассажир-именинник, жаждущий получить какие-то преференции. Приходится терпеливо объяснять, что правила для всех едины».

Пилоты — про адреналин, безопасность и просьбы пассажиров в соцсетя >>

Миф 7. «Бонусы» продуктами и алкоголем

«А вот это не миф, а вполне привычная негласная практика. Когда я работала, бортпроводники частенько забирали себе что-то, оставшееся после рейса.

Кто обслуживал бизнес-класс в основном забирал алкоголь, в «экономе» выносили молоко, сахар, кофе, шоколадки.

Миф 8. Стать бортпроводником сложно

сайт "Кинопоиск"

Фото - © сайт "Кинопоиск"

«Лично я попала в авиацию спонтанно. Просто в один вечер решила, что стоит попробовать, отправила через интернет заявку, и через пару дней мне пришло приглашение. Я прошла собеседование, и после трехмесячного обучения приступила к работе.

Сегодня требования к соискателям не так высоки, как многие думают. Престиж профессии заметно снизился, и отбор стал довольно лояльным, особенно что касается внешних параметров. У нас были девушки и с ростом 155-160 см, и полненькие, и далеко не с модельной внешностью. Еще принято считать, что знание английского языка – обязательное условие для приема на работу бортпроводником. На самом деле, далеко не все сотрудники свободно им владеют.

Конечно, многое зависит от авиакомпании и ее статуса. Однако общих жестких правил при отборе только два – очень хорошее здоровье и высокая стрессоустойчивость. Главную роль сегодня играют не внешний вид, не речь, не знание языков, а психологические качества соискателей».

«Если твой рост 160 см, но твое физическое и психологическое состояние отвечает требованиям, то, скорее всего, тебя возьмут, а вот нервная, вспыльчивая модель со знанием трех языков вряд ли пройдет собеседование".

Миф 9. Бортпроводник – просто официант

личный архив

Фото - © личный архив

«На самом деле, обслуживание пассажиров – далеко не основная функция бортпроводника. В некоторых авиакомпаниях вообще нет еды, а напитки только платные. Главная наша функция – это обеспечение безопасности на борту. Во-первых, бортпроводник обеспечивает контроль за экипажем.

После ряда ЧС ввели правило, что в кабине пилота постоянно должны находиться два человека. Если один пилот выходит, то бортпроводник, чаще старший, присутствует в кабине в это время.

Если что-то произойдет с летным экипажем, мы обязаны оказать первую помощь, а в случае проблем с одним из пилотов – ассистировать оставшемуся.

Бортпроводник также должен быть готов оказать первую помощь, если кому-то из пассажиров стало плохо. Происходит это нередко, особенно в жаркое время года.

Также мы должны обеспечивать безопасность в чрезвычайных ситуациях: при пожарах, разгерметизации, при аварийной посадке. Неслучайно места бортпроводников на взлете и посадке расположены у аварийных выходов. Взлет, набор высоты, снижение и посадка – самые опасные этапы полета, подавляющее большинство несчастных случаев происходит именно в это время. Поэтому в этот период рядом с аварийными выходами обязательно должен быть кто-нибудь, кто в состоянии этот выход открыть и провести эвакуацию».

Миф 10. У бортпроводников легкая работа

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

«Не просто так нам дается отпуск 70 дней в году, по 35 дней каждые полгода. В нашей профессии нагрузка на организм очень большая, наносится серьезный вред здоровью. Очень страдают опорно-двигательная, дыхательная и нервная системы. Довольно скоро у многих появляются проблемы с суставами, например. Поэтому нам нужно больше времени, чтобы восстановиться.

Даже пассажирам непросто переносить перелет, особенно долгий. Хотя, казалось бы, просто сидишь в кресле. А мы большую часть времени проводим на ногах. Все это сказывается на здоровье. Бортпроводники раньше уходят на пенсию. Декрет дают тоже сразу, как только узнаешь о беременности. Авиационные врачи предостерегают девушек от полетов даже на самых ранних сроках в 1-2 недели, так как это может быть чревато последствиями. Очевидно, что такие нагрузки не проходят бесследно, поэтому, выбирая профессию бортпроводника, не стоит рассчитывать на легкие трудовые будни».

Как готовят к вылету самолеты в аэропорту «Домодедово» >>