Названы трудности, которые возникли при восстановлении Канала имени Москвы после аварии

Названы трудности, которые возникли при восстановлении Канала имени Москвы после аварии
Недвижимость

РИАМО - 30 мая. Восстановление Канала имени Москвы после январской аварии в Тушинском тоннеле подходит к концу, аварийно-восстановительные работы заняли рекордно короткое время, несмотря на ряд трудностей, с которыми столкнулись строители, говорится в сообщении пресс-службы ФГБУ «Канал имени Москвы».

Участок водных путей над автомобильным тоннелем, пострадавший в результате техногенного ЧП, удалось восстановить за один месяц. В настоящее время искусственное русло готовится к наполнению водой. Такими темпами сложные гидротехнические сооружения создавались в нашей стране только в 1930-е годы.

«Реализованный проект не имеет аналогов. Он был выполнен в беспрецедентно короткие сроки для работ такого масштаба. Практически с нуля отстроен участок Канала – его русло и обе дамбы – аварийная западная (смотрит в Московскую область) и восточная (в центр Москвы). Строительные работы шли непосредственно над Тушинским автомобильным тоннелем 2000 года постройки и по обе стороны от него», - говорится в сообщении.

Работы на участке велись круглосуточно. Они осложнялись специфическими условиями и стесненностью площадки. Стройка шла в зоне действующего тоннеля, что исключает применение крупногабаритной и тяжелой техники. Из-за габаритных ограничений возникли затруднения для заезда к месту аварии транспорта с длинномерным грузом.

Контракт на проведение аварийно-восстановительных работ превысил 211 миллионов рублей. Мероприятия включали бетонные и земляные работы на участке, где 10 января в результате размыва западной дамбы разрушился ее низовой откос, произошел провал грунта и, как следствие, нарушилась целостность дамбы. Площадь восстанавливаемого участка составила около 10 тысяч квадратных метров, а объем – 30 тысяч кубометров.

Рабочим предстояло частично демонтировать построенное в 2000 году гидротехническое сооружение: полностью разобрать западную дамбу и напорную часть восточной, вскрыть дно и таким образом оголить бетонную конструкцию тоннеля, а затем провести восстановительные гидротехнические работы.

Сначала строители последовательно демонтировали бетонные плиты с откосов дамб и днища Канала, а также сняли 24 тысячи кубометров грунта. В начале мая они приступили к восстановлению разобранных конструкций на дне Канала, ликвидируя причины промыва путем укладки подстилающих слоев глиняного экрана с его последующей защитой песком, щебнем и бетонными плитами. Перед этим рабочие зачистили металлическую облицовку тоннеля, которая тоже получила современный гидроизоляционный материал.

«По сути, создан слоеный пирог, когда укладываемый на дно Канала водоизоляционный слой из суглинка (глиняный противофильтрационный экран толщиной 1,3 метра) плавно переходит на напорную часть дамб, а сверху выстилается 20-сантиметровый слой щебня фракции 20-40 миллиметров, и уже поверх этой конструкции затем монтируются 405 бетонных плит ПАГ-14 толщиной 14 сантиметров и весом 4,2 тонны каждая», - поясняется в материале.

На этапе строительно-монтажных работ на участке было задействовано 20 самосвалов, четыре гусеничных экскаватора, а также два фронтальных погрузчика, три виброкатка и один малый экскаватор – всего 30 единиц техники. На площадке работали более 20 специалистов строительных специальностей, а также проектировщики, геологи и специалисты технического и авторского надзора.

«Серьезно ограничивали строительную активность на гидротехническом сооружении неблагоприятные погодные условия. Если зимой категорически нельзя было работать, так как при осушении Канала мог «замерзнуть» глиняный экран, то весной при обильных осадках строители были вынуждены останавливать работы, чтобы избежать нарушений в технологии укладки и уплотнения суглинка», - заключается в материале.