Религиовед Сапелкин объяснил, почему схождение благодатного огня не нужно считать чудом

Религиовед Сапелкин объяснил, почему схождение благодатного огня не нужно считать чудом
Культура

РИАМО - 14 апр. Благодатный огонь является символом, олицетворяющим свет воскрешения Христова, и, по мнению армянской апостольской церкви, он возжигается патриархом от неугасимой лампады, которая находится на камне Гроба Господня. При этом люди сами должны решать, как трактовать данное явление – как чудо или форму религиозного экстаза, сообщил РИАМО историк-религиовед Николай Сапелкин.

Православные всего мира 16 апреля будут отмечать Пасху. По традиции в Иерусалиме верующие и паломники накануне Светлого Христова Воскресения собираются у стен Храма Гроба Господня и ждут схождение благодатного огня.

«В православном мире особенно в ХХ веке бытовало мнение, что это (схождение огня – ред.) лишь символ, и господу не нужно каким-то образом подтверждать свое присутствие этим чудом. Тем более, что разные христианские конфессии по-разному празднуют день воскресения Христова», - сказал Сапелкин.

Мысль о том, что схождение огня – это чудо от господа появилась в России и на Украине в конце 90-х годов прошлого века и в начале нулевых нынешнего века, напомнил эксперт.

«Это точка зрения стала укореняться после того, как стала проходить Всероссийская акция «Благодатный огонь», когда этот самый огонь из Иерусалима доставляли в Россию и на самолетах молниеносно развозили практически по всем городам, а там уже на автомобилях подхватывали и доставляли в храмы. А иногда управлялись к окончанию пасхального богослужения доставить этот огонь – это был таким еще одним из символов пасхального чуда», - считает Сапелкин.

Он отметил, что для верующего человека, который приемлет наличие подобных чудес, – это очень хороший, позитивный, созидающий символ. Но для людей, которые относятся ко всему происходящему в мире с научной точки зрения, – это форма религиозного экстаза.

«На самом деле на камне Гроба Господня всегда горит, так называемая, неугасимая лампада – это постоянно поддерживаемый огонь. Патриарх возжигает от нее свечи, передает их верующим, они тут же разносятся по всему храму», - говорит религиовед.

Он добавил, что в 50-х годах прошлого века профессор Успенский провел исследование по поводу феномена благодатного огня.

«Там как раз говорилось о том, что у отдельных сообществ есть такое восприятие благодатного огня, как чуда и что в принципе это нисколько не компрометирует христианскую веру. Армянская церковь твердо стоит на позициях, что это подделка, которую нужно разоблачать. Часто мнение, которое сформировалось у некоторых верующих, связано с тем, что огонь сходит непосредственно с небес, а, значит, следует опровергнуть тем, что огонь возжигается от лампады», - считает эксперт.

Он напомнил, что сейчас мы живем в свободном обществе и каждый человек сам волен выбирать трактовку того или иного события.

«Поэтому часть верующих ждет снисхождение благодатного огня, часть наших сограждан относится спокойно к каким-либо проявлением религиозного экстаза», - подчеркнул он.