На ВДНХ нашли башню‑колонну авторства архитектора Эль Лисицкого

На ВДНХ нашли башню‑колонну авторства архитектора Эль Лисицкого
Культура

РИАМО - 8 ноя. Декоративная колонна-башня, установленная на территории ВДНХ в 1939 году и сохранившаяся до наших дней рядом с павильоном №38 «Рыболовство», была идентифицирована как работа художника и архитектора Эль Лисицкого – одного из ведущих мастеров русского и международного авангарда, говорится в сообщении пресс-службы мэра и правительства Москвы

«Такие открытия важны не только для изучения истории ВДНХ, но и Москвы в целом. Символично, что ученым удалось установить имя автора именно в период возрождения выставки, когда ей возвращается историческое предназначение и идет комплексная научная реставрация ее памятников. Новые сведения, безусловно, помогут еще более точно восстановить исторический облик всего комплекса», – сказала заместитель мэра Москвы – руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Наталья Сергунина.

Сенсационное открытие стало результатом двух встречных научных исследований – творчества Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее и истории ВСХВ.

Специалист по искусству авангарда, куратор недавней выставки Эль Лисицкого в Третьяковской галерее и Еврейском музее и Центре толерантности Татьяна Горячева, занимаясь изучением серии эскизов Лисицкого оформления ВСХВ, обратилась к историку ВСХВ – ВДНХ Александру Зиновьеву с просьбой определить возможное назначение одного из проектов.

В нескольких набросках Зиновьев узнал рекламную установку Союзпищепромрекламы, построенную летом 1939 года рядом с павильонами «Прудовое хозяйство», «Рыбное хозяйство» и рыбопитомниками. В отличие от этих построек сооружение Лисицкого сохранилось, хотя и претерпело ряд изменений.

В 1939 году, согласно проекту Лисицкого, установка представляла собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Конструкция увенчивалась шаром-скафандром и силуэтами двух металлических рыб, «плывущих» в противоположные стороны. При послевоенной реконструкции выставки в 1951–1954 годах композиция несколько изменилась: вместо двух карпов 1939 года был установлен силуэт осетра. Возможно, в этой переделке использовался другой эскиз силуэта рыбы Лисицкого. Теперь навершие утрачено, осталась лишь металлическая конструкция башни.

Над оформлением ВСХВ Лисицкий работал в 1935 – 1939 годах, создав ряд проектов планировки и декорации павильонов. В их числе рекламные установки для Всесоюзной конторы по рекламе товаров пищевой промышленности (Союзпищепромрекламы) на две темы − ликероводочные изделия и Главконсерв.

Скорее всего, декоративная башня-колонна с рыбами и рыболовными снастями и была рекламной установкой Главконсерва. Поставленная у входа в рыбопитомники, она служила вышкой-указателем к павильонам «Прудовое хозяйство» и «Рыбное хозяйство».