Как правильно выходить из конфликтов: советы психологов
Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы минимизировать ущерб от нее и найти компромисс, читайте в материале РИАМО.
Структура конфликта
Конфликт, подобно сражению, имеет свое начало, развитие и конец. Часто в ходе противостояния у всех участников нарастает агрессивность. Люди нередко переходят к обвинениям, оскорблениям, попыткам уличить в неправоте своего оппонента.
«Конфликт – это всегда про расхождение интересов, про борьбу границ между участниками», – говорит клинический психолог Анна Попович.
Иначе говоря, это почти всегда формат «ты-сообщения», когда начинаются обвинения в адрес другого человека. В конфликтах люди часто говорят именно о своем оппоненте, а не о себе: «ты все делаешь неправильно, а я ...»; «сколько можно тебе объяснять, как ты не понимаешь ...»; «почему ты никак не можешь меня услышать».
Подобные фразы почти всегда расцениваются как нападение, от которого хочется защититься и порой напасть в ответ.
Не пытайтесь изменить оппонента
Часто люди ведут себя неразумно, руководствуясь неизменными интересами и принципами. Бывает, что такое поведение становится чуть ли не нормой межличностных отношений и основным стилем выяснения истины. По мнению врача-психиатра Владимира Скавыша, это зависит от культурного и интеллектуального уровня конкретных личностей.
«Первое правило в споре – относиться к себе строже и требовательнее, а к другому человеку снисходительнее и милосерднее. Благородство, разум и совесть проявляются именно в такой позиции», – считает эксперт.
Он добавляет, что спорные ситуации, в которых «нет выхода», – это психопатологические реакции или психопатическое поведение. Например, одна из сторон не слышит или не желает слышать оппонента, не учитывает аргументы. Диалога или разумного разговора в этом случае не возникает, вместо этого растет раздражение. Еще одна «безвыходная ситуация» – попытка изменить партнера, заставить его жить, думать и чувствовать по-другому.
«Если хотите изменить что-то в межличностных отношениях, следует начать с себя. Когда смириться с недостатками не получается, лучше дистанцироваться и прекратить общение, но не пытаться кого-то перевоспитывать», – рекомендует врач-психиатр.
Говорите о себе
Поэтому, следует начинать с себя, говорить «я-сообщениями», о своих чувствах, переживаниях и своем мнении. Осведомляйте или предупреждайте оппонента без нападения. Это прекрасный способ найти компромисс. Например, можно попробовать начинать со слова: «на мой взгляд, в этой ситуации следует поступить иначе»; «мне неприятно, когда ты повышаешь голос»; «я бы хотела, чтобы мы иначе решили вопрос».
«В этом случае вы остаетесь внутри своих границ, не нарушая чужих. А значит, конфликт будет нивелирован», – объясняет психолог.
Если вы понимаете, что очевидно правы, используйте неопровержимые и качественные аргументы, предъявляйте их без нападения на оппонента. Если вы чувствуете, что в конфликте проигрываете, действуйте, исходя из сохранения чувства собственного достоинства, оцените последствия и возможной моральный ущерб. Лучший способ выйти из спорной ситуации — использовать «я–сообщения» и вовремя остановить конфликт.
Ищите союзников и компромиссы
«В любой конфликтной ситуации старайтесь не оставаться одиночкой, попробуйте найти сторонников, которые будут заинтересованы в разрешении конфликта», – объясняет психолог, доктор культурологии Андрей Зберовский.
Если возникают разногласия с коллегами, обратитесь за помощью к тем, кто вас поймет и поддержит. Если вы страдаете от соседа, объединитесь с другими жильцами, которые встанут на вашу сторону. Проще говоря, ищите союзников.
Также старайтесь предлагать компромисс, который бы устроил всех участников. Всегда нужно четко понимать причину конфликта и формулировать компромисс. Все конфликты возникают потому, что альтернативы либо не высказаны, либо не устраивают участников. Во втором случае, если не удается найти общее решение, лучше всего дистанцироваться.
«Оценивайте риски и последствия конфликта. Если победа для вас не критически важна, иногда полезным решением будет просто уступить: проигнорировать провокацию, промолчать, уйти», – говорит психолог.
Бывает, что причиной конфликта является не предмет спора. Поэтому важнейшее правило в разрешении конфликта между близкими людьми – быть откровенными. Необходимо честно говорить о своих мыслях и ясно понимать причинно-следственного связь конфликта.