Эдгард Запашный: про ремонт Цирка на Вернадского и работу с белыми медведями

Эдгард Запашный: про ремонт Цирка на Вернадского и работу с белыми медведями
Люди
Предоставлено Большим московским цирком

Фото - © Предоставлено Большим московским цирком

Большой московский цирк на проспекте Вернадского – один из крупнейших и известнейших манежей мира. Знаменитые цирковые династии, вместительный зал с пятью манежами, экзотические животные, удивительные трюки и - здание, которое простояло без ремонта почти 45 лет. 22 декабря двери цирка открылись после первого за эти годы капремонта. О планах на будущее, о роли цирка в мировой политической обстановке, а также о новогодних традициях и белых медведях в интервью РИАМО рассказал директор цирка Эдгард Запашный.

«Закулисье» Cirque du Soleil: как живут артисты Цирка Солнца. ФОТО>>

Фото предоставлено Большим московским цирком на проспекте Вернадского

- Эдгард, для зрителей цирк всегда олицетворял волшебство. За последнее время с цирком на Вернадского произошло настоящее чудо – незаметно для посетителей он преобразился. Что вам удалось сделать на начальном этапе ремонта?

- Самое главное достижение в том, что мы смогли обратить внимание властей - и города, и страны на общее упущение. Минкультуры во главе с Владимиром Мединским, действительно, много внимания уделяет цирку как искусству, идет большая стройка и финансирование цирков по всей стране. Мединский на постоянной основе посещает цирки в регионах - лично контролирует, открывает цирки, создает различного рода рабочие группы.

Что касается Большого московского цирка, то 600 миллионов рублей мы смогли правильно освоить. Приступили к самому главному - ремонту стилобатной части, которая является крышей всей инфраструктуры цирка, в которой были зашиты все теплолинии, водоснабжение, электричество. Все это было сделано хорошо, что нам теперь позволяет приступить к ремонту внутри, в помещениях для животных, гардеробных для артистов, гаражах, столовой.

- До ремонта вы называли цирк бриллиантом без оправы, это удалось исправить?

- Когда я баллотировался на пост директора, то сказал, что Большой московский цирк выглядит как плохо подсвеченный камень – такое серое, некрасивое здание в городе, занимающее громадную площадь. Сейчас цирк хорошо подсвечен, у него красивая электронная корона сверху. Все это нам помогло сделать руководство города в лице Сергея Семеновича Собянина, который понимает, что это важный и нужный объект. Они нам выделили 295 миллионов на то, чтобы мы осветили цирк, привели его снаружи в порядок, чтобы внутри создали все коммуникации, пожарную безопасность, систему общения, центр обработки данных. У нас теперь есть своя серверная, установлено более 150 видеокамер по всему цирку.

Вот эта работа уже проделана. Это первый этап большой стройки, а впереди – самые главные, трудоемкие работы, которые нам предстоит делать на протяжении нескольких лет.

- Когда вы планируете продолжить работы по реконструкции?

- Пока трудно сказать. Сейчас нам нужны, в первую очередь, деньги, для того чтобы создать генеральный план всей реконструкции, капитального ремонта, чтобы знать, сколько по-настоящему будет стоить ремонт, на какие этапы и на сколько лет мы все должны разложить. Но мне бы очень хотелось, чтобы мы полностью привели в порядок цирк к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Фигуристка Елена Соколова: о школе Слуцкой и о том, как воспитать чемпиона>>

Фото предоставлено Большим московским цирком на проспекте Вернадского

- Появятся ли в цирке нововведения, которые позволят ставить новые трюки?

- Да, конечно. Все инновации, которые мы придумали, прежде всего, сделаны для повышения комфорта и уровня работы артистов, чтобы цирк стал передовым по всем технологиям, не только в световых, звуковых. Мы полностью восстановили смену системы манежей, с учетом новых технологий, чтобы манежи получили новые функции, чтобы заработало водное хозяйство. Здесь эффектов очень много, многое мой брат придумал. Надеюсь, что мы все это сможем восстановить и сделать.

Есть бассейн, который не функционирует, глубиной три метра, что не позволяет артистам с большой высоты совершать трюки. Высота цирка 26 метров, и мы хотим углубить этот бассейн как минимум в два раза, чтобы была возможность с гораздо большей высоты совершать трюки с падением в воду.

- Вы подчеркнули, что вся работа делается для повышения комфорта артистов. А как они сами переносят ремонт в цирке? Ведь, как известно, ремонт - как два пожара…

- Мы очень продуманно все делаем, поэтапно. Цирк большой. Площади нам позволяют переводить их из помещения в помещение и планомерно все это ремонтировать.

- Помимо самого здания, планируете ли вы проводить «реконструкцию» творческой части?

- Нет, мы не нуждаемся в этом. На сегодняшний день труппа Большого Московского цирка является одной из сильнейших в мире, артисты постоянно доказывают свою состоятельность на международной цирковой арене. За прошедшие три года мы привезли все возможные цирковые награды всех международных цирковых фестивалей. И у нас две высшие награды - два «Золотых клоуна» были получены на Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло. Взрослые номинации, детские номинации. И говорить о том, что для цирка будут набираться сильные артисты, не приходится, потому что мы как раз и хотим привести в порядок цирк, который стал бы соответствовать по уровню тем артистам, которые уже в нем работают. Потому что мы работаем с самыми лучшими представителями своих жанров.

- Как должность директора и ремонт отражается на вашей творческой работе как артиста?

- Творческий процесс у нас не останавливается. В данный момент в цирке с большим успехом идет новогодняя сказка «Вещий сон». Уже не достать билетов на январь месяц. Как обычно, мы планируем три программы в году. В сентябре уже в четвертый раз будет проходить Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол» – к нам съедутся артисты и импресарио со всего мира. Фестиваль стал одним из лучших цирковых фестивалей мира, вошел в пятерку. Планов громадье.

Мы осваиваем международную арену. Сейчас наше шоу «UFO. Цирк с другой планеты» гастролирует в Риге, до этого отработал в Таллине. Скоро у них гастроли в Дубае и Болгарии. Так что мы очень сильно расширяем свои возможности на международной арене, что позволит нам в дальнейшем делать специальные туры. И Большой Московский цирк, и артисты не будут без работы.

- Вы много гастролируете. Отразилась ли политическая ситуация в мире на выступлениях?

- Хочу напомнить, что сейчас гастроли в Риге. До этого труппа около 100 человек отработала в Таллине, на ледовых аренах, а это 6-тысячные стадионы – «Таллин-Арена», «Рига-Арена». Все билеты проданы. Все знают, что у нас часто возникают спорные политические вопросы именно с прибалтийскими республиками, но я могу похвастаться, что как раз цирк сегодня позволяет быть вне политики, доказать, что наши культурные связи остаются, и их ни в коем случае нельзя терять. Наоборот, нам надо их укреплять, потому что культура – это единственный мостик, который дает надежду, что мы будем в дальнейшем общаться друг с другом.

Участник шоу «Танцуй!»: об отношениях с партнершами и любви к танго>>

Фото предоставлено Большим московским цирком на проспекте Вернадского

- А вы бы не побоялись поехать, например, в Египет?

- Если руководство страны, имея в виду безопасность граждан, предлагает не посещать эту страну, говорит, что есть угроза жизни, то, естественно, мы будем выполнять рекомендации. И говорить, что мы все равно поедем, я ни в коем случае не буду. Для меня жизнь артистов, людей всегда является приоритетом. Я надеюсь, что эта угроза когда-то снимется, потому что мы ведем и вели до этого переговоры по всему миру. У нас уже подписаны контракты на лето, на работу в Японии, в феврале мы будем работать в Дубае, потом переедем в Болгарию. Ведем параллельно переговоры с Германией, Италией и Францией на лето. Так что я оптимистично настроен.

И мы с братом (Цирк братьев Запашных – ред.) в начале этого года работали в Риге, на «Рига-Арене». Мы специально поехали туда первыми, чтобы ни у кого не возникло вопросов, что мы вперед кого-то толкнули и смотрим, что будет. Нет. Мы сами поехали и отработали. У нас было пять представлений.

- Планируется ли в вашем шоу с Аскольдом какие-то новые повороты, работа с новыми животными?

- В данный момент в нашем шоу «Вещий сон» очень большая группа экзотических животных, которых нам предоставил Сергей Нестеров. Это и ламы, и попугаи, верблюды, крокодилы, змеи, зеброид (помесь лошади с зеброй), гиена – животное, которое никогда раньше в Большом Московском цирке не выступало. До этого на фестивале нас впервые посетил носорог, также от Сергея Нестерова. Так что мы будем на постоянной основе искать какие-то интересные вещи, интересных животных, чтобы удивлять публику.

- С кем бы вам лично хотелось поработать? Или ваше сердце навсегда отдано тиграм и львам?

- Нет-нет. Я вообще мечтаю поработать с белыми медведями. Очень бы хотелось, чтобы белые медведи когда-нибудь у нас с братом появились. И вообще, у меня гигантомания – хотел бы поработать со слонами.

- В Новый год традиционно желают здоровья и счастья. Как поздравляют друг друга артисты цирка? Как отмечают этот праздник?

- Ну, как и у всей страны, традиции основаны на пожеланиях, чтобы в семьях все было хорошо, и естественно, мы все желаем друг другу, чтобы зверушки не болели, чтобы работа была хорошей, стабильной, доставляющей удовольствие, как самим артистам, так и зрителям. Так что всем желаю, чтобы в семье все было хорошо, чтобы, если есть домашние питомцы, они тоже чувствовали себя комфортно. Счастья, здоровья, и чтобы у нас в стране все было хорошо, чтобы жизнь нормализовалась, чтобы мы все получали удовольствие от того, что мы вместе строим новую Россию.

Диана Арбенина: про новый альбом, Башмета и место вдохновения в Подмосковье>>

Ольга Дедова