Стоит ли покупать электромобиль в России в 2023 году: цены, налоги, где и как заряжать

Стоит ли покупать электромобиль в России в 2023 году: цены, налоги, где и как заряжать
Акценты

В начале октября стало известно, что автокомпания «Кама» получила 36 тысяч предзаказов на российский электрокар «Атом», производство которого стартует в 2025 году. Сегодня электромобили в России становятся все более популярными, однако у тех, кто собирается их приобретать, возникает много вопросов, связанных с этим видом транспорта. Подробности о том, что стоит знать россиянам, покупая электрокары в 2023 году, читайте в материале РИАМО.

История электрокаров

Самые первые электромобили появились в 1880-х годах, а к концу XIX века достигли пика первой волны популярности. Как говорит в беседе с РИАМО инженер Института электродвижения Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Пелегов, в 1900 году самым продаваемым автомобилем в США была недорогая модель электромобиля под маркой Columbia. Однако в первом десятилетии XX века бум нефти и ряд других причин способствовали росту популярности бензиновых автомобилей.

«В 1910-х электромобили были вытеснены в сегмент премиальных автомобилей и автомобилей для женщин, а уже в 1920-х почти исчезли из продажи», – рассказывает эксперт.

После Второй мировой войны стало понятно, что рост числа автомобилей ведет к ухудшению экологии в крупных городах, но реальные шаги по поддержке электромобилей стали предприниматься только в конце XX века. Современные электромобили появились в конце 2010 года, поэтому, как отмечает Дмитрий Пелегов, 2011 год стал временем начала новой эры электромобилей.

Лидеры рынка и цены на электромобили в 2023 году

По словам эксперта, в первом десятилетии продаж электромобилей было три мировых лидера – Nissan, Tesla и BYD. Но довольно быстро в Nissan решили пожертвовать этим направлением, и с тех пор осталось два доминирующих лидера – Tesla и BYD. С годами их лидерство только крепнет, а остальные могут похвастаться лишь кратковременными успехами в борьбе за третье место.

Руководитель группы лизинговых продуктов группы компаний (ГК) «Альфа-Лизинг» Денис Кокорышкин среди текущих лидеров рынка электрокаров, помимо Tesla и BYD, также выделяет другие марки – Voyah, Evolute, Lixiang и Zeekr. При этом, как отмечает эксперт, речь в первую очередь идет о лидерах рынка в сегменте B2B («Бизнес – бизнесу»). Картина в B2C («Бизнес – потребителю») может несколько отличаться, но в целом остается близка к этим данным.

«Юридические лица, как правило, выбирают автомобили премиум-сегмента, где средняя стоимость автомобилей варьируется от 4 до 13 миллионов рублей – особенно с учетом того, что сейчас рынок премиальных автомобилей практически свободен», – рассказывает собеседник РИАМО.

Что касается массового сегмента, то в нем стоимость электрокаров в течение года варьировалась от 1,5 до 3,5 миллиона рублей. В свою очередь сотрудники пресс-службы группы компаний (ГК) «Автодом» в беседе с РИАМО приводят ценовой диапазон электрокаров в пределах 2-30 миллионов рублей, в зависимости от бренда и комплектации конкретной машины.

Плюс электрокаров

По словам технического директора международной сети автосервисов Fit Service Алексея Рузанова, в целом электрокары очень медленно набирают популярность в России: сегодня их количество составляет менее 1% от всего автопарка страны. Как считает эксперт, это связано с плохой инфраструктурой и сложными климатическими условиями для эксплуатации таких автомобилей. Впрочем, у их использования есть и очевидные плюсы.

«Достоинства электрокаров – это экологичность и более низкая стоимость эксплуатации: владельцы авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) несут больше расходов на топливо, чем владельцы электрокаров», – рассказывают в пресс-службе ГК «Автодом».

Специалисты также выделяют бесплатный проезд на электромобилях по платным автомагистралям, а для жителей Москвы и Санкт-Петербурга еще одним важным преимуществом является бесплатная парковка. При этом сервисное обслуживание электрокаров требует четкого соблюдения регламентов при ремонте, что позволяет обеспечить длительную, комфортную и экономичную эксплуатацию этих машин.

Экономия на эксплуатации электрокаров, как объясняет Алексей Рузанов, касается не только топлива, но и других расходников: например, таким машинам не нужно менять масло, а замена тормозных колодок требуется реже. При обслуживании электрокаров сложности вызывает только высоковольтная батарея и связанные с ней элементы. В остальном – по ходовой части, кузову, электрике салона и другим компонентам – сервис электромобилей ничем не отличается от обычных авто.

«Однако сегодня многие станции технического обслуживания (СТО) боятся работать с электрокарами, поэтому цены на их ремонт выше, чем на обычные машины», – отмечает собеседник РИАМО.

Минусы электрокаров

Что касается главных минусов электрокаров, то они, по словам Алексея Рузанова, связаны с российским климатом, где полгода зима. Если в условиях обычной европейской страны с мягким климатом аккумулятора электромобиля хватает на 300 километров хода, то в России, при включенной печке и аккумуляторе, который замерзает в минус 25, хода хватит лишь на 100 километров. Поэтому ни о каких поездках между городами говорить не приходится.

Таким образом, оптимальным способом эксплуатации электромобиля в России становится режим «дом – работа» с зарядкой вечером. Еще одним, причем весьма немаловажным, минусом эксплуатации электрокаров в России Алексей Рузанов называет инфраструктуру. Зарядных станций в стране мало, быстрых зарядок, которые способны зарядить машину за 30-40 минут, еще меньше, а заряжать от бытовой сети придется порядка восьми часов.

«Да и подходит этот вариант только в том случае, если водитель живет в собственном доме. Во дворе многоквартирного здания просто так не получится выбросить переносную зарядку на улицу – есть риск, что ее просто украдут», – предупреждает эксперт.

Немало проблем владельцу может доставить и покупка подержанного электрокара, которая всегда является «котом в мешке». У б/у машин очень часто возникают проблемы с аккумуляторными батареями, а их замена на СТО стоит довольно дорого.

Стоит ли покупать электромобиль в 2023 году — мнение эксперта

Говоря о том, стоит ли приобретать электрокар в 2023 году, Дмитрий Пелегов объясняет, что первыми владельцами таких машин чаще всего были энтузиасты, которые знали все плюсы, минусы и риски своей покупки, а потому были ей очень удовлетворены. Но вместе с ростом доли электрокаров покупки становились более спонтанными. В результате удовлетворенность от них стала снижаться ближе к значениям, нормальным для автомобильной индустрии.

«Как только на электрокары начнут переходить те, кто не очень этого хочет, то вырастет и число претензий к таким машинам. Поэтому в России довольный покупатель электромобиля – это тот, кто знает, что покупает», – объясняет собеседник РИАМО.

Совершать спонтанную покупку электромобиля Дмитрий Пелегов советует лишь в том случае, если в семье есть другая машина, а также парковочное место с электричеством. Кроме того, стоит понимать, что опыт использования электромобиля будет отличаться от ожидаемого – и к нему нужно будет привыкать.

«Все зависит от условий эксплуатации и конкретных задач, которые планируется решать при помощи электрокара. Важно определить среднесуточный планируемый пробег и сопоставить его с запасом хода электрокара», – рекомендует Денис Кокорышкин.

При этом стоит учитывать, что запас хода машины будет падать при агрессивной манере вождения, температурных перепадах и скоростном движении по трассам. Если же вы твердо решили приобрести автомобиль, работающий на электричестве, Дмитрий Пелегов советует начать с подключаемого гибрида с солидным пробегом на заряде.

С одной стороны, это сделает переход к электрокарам более плавным, но с другой – стоимость техобслуживания у гибрида будет как у бензиновой машины, а его стоимость может оказаться выше, чем у «чистого» автомобиля на электричестве.

Электромобили в России: способны ли они выжить в наших условиях?

В 2023 году количество зарядных станций для электрокаров в России удвоилось. Как отмечают в пресс-службе ГК «Автодом», сегодня самые высокие темпы развития зарядной инфраструктуры наблюдаются в Москве, Южно-Сахалинске, Красноярске, Санкт-Петербурге и Казани. К 2030 году общее число зарядок для электрокаров в России увеличится до 72 тысяч. А это значит, что вопрос развития сети зарядных станций в ближайшем будущем перестанет быть сдерживающим фактором при приобретении электромобиля.