Семь раз отмерь: стоит ли вводить турникеты в автобусах Подмосковья
Пилотный проект по введению единой транспортной карты "Вездеход" на общественном транспорте реализуется в трех городах Подмосковья до 15 июля 2014 года – если эксперимент удастся, в автобусах региона для обслуживания этих карт могут установить турникеты. Эксперты, опрошенные порталом "В Подмосковье", рассказали, чем чревато это нововведение для региона, в чем его плюсы, и предложили свои "компромиссные" варианты для контроля оплаты проезда.
Панацея против "зайцев"?
О перспективе установки турникетов в автобусах Московской области не раз говорил губернатор региона Андрей Воробьев. Главным основанием для введения турникетов в автобусах, по мнению экспертов, является низкая прибыль от общественного транспорта – ведь многие граждане ездят "зайцами".
"Без турникетов у нас большая потеря от безбилетного проезда, по результатам разных исследований – это 30-40% выручки в среднем. Этот удар никакое пассажирское предприятие не выдержит", - отметил руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
По его словам, хотя до 100% выручку довести невозможно, с турникетами потери все же снизятся – до 8-10%.
С ним согласен председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов. По его мнению, введение турникетов неизбежно – это приучит пассажиров оплачивать свой проезд.
"Похоже, что это обязательный этап, который уже прошла Москва, и там спустя пять-семь лет появилась возможность отказаться от турникетов. Сейчас стереотип поведения в Подмосковье – проехать без билета, это норма, к сожалению", - подчеркнул Соколов.
Новые турникеты появились в Подмосковье на шести ж/д станциях>>
Каждый автобусочас – на счету
В то же время, по оценке экспертов, введение турникетов повлечет за собой целый ряд проблем – увеличение времени следования общественного транспорта, пробки, недовольство пассажиров и снижение популярности общественного транспорта в целом.
"Как только у нас через турникеты начнется вход в передние двери, пассажирообмен становится медленным, а это приводит к увеличению времени оборотного рейса – все технико-организационные показатели маршрута сразу падают. Так маршрут "оборачивался" за 90 минут, а так – за 110 минут. То есть понадобится больше автобусочасов, а каждый автобусочас – это денежки", - объясняет Блинкин.
Заместитель руководителя экспертно-аналитического центра "Probok.net" Андрей Мухортиков тоже уверен в том, что инициатива даст "побочный эффект", поэтому следует "семь раз отмерить", прежде чем принимать решение о введение турникетов.
"Турникет, если маршрут востребованный, это значит очередь – от минуты до 10 минут. Автобус тут же начинает проигрывать личному транспорту и маршруткам", - отметил эксперт.
По его словам, желание сделать транспорт самоокупаемым понятно. Введение турникетов повысит собираемость, но снизит привлекательность общественного транспорта для жителей Подмосковья, как это произошло в Москве.
"Доберем на увеличении сбора оплаты – потеряем на сборе пассажиров. Просчитать это достаточно сложно. Также есть понятие оборачиваемости, то время, когда автобус проходит свой маршрут – туда и обратно. Время будет требоваться больше, нужно будет закупать больше автобусов – это средства", - добавил Мухортиков.
Первые 150 новых автобусов ЛИАЗ передали в города и районы Подмосковья>>
Какой турникет без "кармана"
Неизбежным следствием установки турникетов, по мнению специалистов, станут пробки, не исключены даже транспортные коллапсы.
"Турникеты приведут к серьезным пробкам, если нет карманов около остановок – а их в Подмосковье редко где можно встретить. В данном случае нужно заранее подготовить инфраструктуру", - сказал координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.
По словам Мухортикова, карманами оборудована меньшая часть остановок Подмосковья. "Автобусных остановок в области десятки тысяч.
Чтобы построить карманы, нужны серьезные средства и много времени. Один карман – это около миллиона рублей. Быстро это сделать точно не удастся", - подчеркнул Мухортиков.
Вице-президент "Движения автомобилистов России" Леонид Ольшанский предупреждает, что все эти "минусы" неминуемо вызовут недовольство у граждан.
"Пробки на остановках, привокзальных площадях, давки у входа в автобусы вызовут народное негодование – ничего хорошего", - подчеркнул он.
Пассажиры, опрошенные порталом "В Подмосковье", подтверждают это опасение.
"И так приходится в пробках стоять, находясь в душном автобусе, так если еще и 10 минут ожидать посадки, то это совсем ужас", - говорит Елена из Можайска.
С ней согласен Андрей из Королева. "Я всегда оплачиваю проезд и не понимаю, почему не всегда комфортный проезд в автобусе должен стать еще и более долгим. Уж лучше на маршрутках тогда буду ездить", - заявил пассажир.
Тем не менее, по мнению экспертов, подмосковные власти знают, на что идут, что это палка о двух концах. По словам Блинкина, нынешний зампред правительства области, бывший начальник Мосгортранса Петр Иванов уже имеет аналогичный опыт в Москве.
Власти области хотят упорядочить вид рекламы на автобусных остановках>>
"Запасной выход"
Эксперты разошлись во мнении относительно наиболее оптимального решения проблемы безбилетного проезда.
"Либо кассиры, продающие билетики, либо турникеты. Но с кассирами возникает большая трудоемкость. Водитель и так необходим, но когда я сажаю второго человека - кассира-контролера, у меня трудоемкость перевозки одного и того же объема пассажиров удваивается. Это тоже по экономике нездорово. Но счастливого, идеального решения нет. И не только у нас, но во всем мире", - считает Блинкин.
Замглавы проекта "Probok.net" Андрей Мухортиков смотрит на ситуацию более оптимистично.
"В качестве альтернативы я бы предложил существенное увеличение штрафов за безбилетный проезд, проведение совместных с полицией рейдов, когда контролер штрафует, а полицейский обеспечивает, чтобы нарушитель заплатил этот штраф. Это меры из разряда кнут. Меры из разряда пряник: я бы предложил ввести карту типа "Тройки", - заявил эксперт.
Более консервативной позиции придерживается вице-президент "Движения автомобилистов России". "Если вы хотите усиливать контроль над зайцами, я бы считал целесообразным сажать кондуктора-контроллера: оторвала билетик – получила деньги", - сказал Ольшанский.
Координатор "Синих ведерок", в свою очередь, предлагает на разных маршрутах применять ту систему оплаты, которая наиболее оптимальна.
"На тех маршрутах общественного транспорта, где большой спрос, нужно использовать возможности кондукторов, где небольшой спрос – контроллеров, которые неожиданно будут появляться. Турникеты можно ввести на линиях, где небольшой спрос, и это не приведет к жутким задержкам в передвижении", - уточнил Шкуматов.
Наконец, председатель "Союза пешеходов" считает, что, скорее всего, жителям Подмосковья, как и москвичам, в случае ввода турникетов придется потерпеть пять-семь лет, пока у безбилетников не сформируется цивилизованный подход к проезду, и от турникетов можно будет отказаться.
Транспортные системы Москвы и области необходимо объединить - эксперт>>
Мария Дмитриева