Российский авторынок в 2024 году: сильная зависимость от автокредитов сохранится

Акценты

Фото - © Freepik.com

Почему автокредитование в 2024 году бьет рекорды и каких результатов можно ожидать по итогам года, читайте в материале РИАМО.

Из-за специфической ситуации в экономике РФ последних двух лет, которая для рядового потребителя заключается в разгоне инфляции и падении курса рубля, многие россияне предпочитают вкладывать сбережения в покупку автомобилей, опасаясь дальнейшего роста цен. Мощным драйвером авторынка являются кредиты, которые показали рекордные темпы развития в первом квартале текущего года, и велика вероятность, что по итогам года продемонстрируют такую же впечатляющую динамику. Как изменится рынок автокредитования в 2024 году?

Вложить деньги в автомобиль – значит сберечь их от инфляции

Фото - © Freepik.com

После драматичной просадки российского авторынка в 2022 году, когда по статистике Ассоциации европейского бизнеса падение из-за санкций составило 59%, в 2023 году произошел резкий разворот в сторону роста – и прежде всего это касается всплеска потребительского спроса.

Из-за разгона инфляции и нестабильности нацвалюты многие автолюбители предпочли вложить сбережения в покупку автомобилей, опасаясь дальнейшего роста цен, комментирует директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская. Тем более что большинство покупателей отложили приобретение автомобилей в 2022 году, поэтому в итоге они реализовали отложенный спрос.

По наблюдениям финансового маркетплейса «Выберу.ру», по темпам роста за прошлый год автокредиты обогнали даже ипотеку. Портфель автокредитов в банках страны прибавил 42%, в то время как ипотека выросла на 34,5%, свидетельствуют данные ЦБ. Онлайн-спрос потребителей на автокредиты за год увеличился на 12%.

Так как с начала 2024 года власти серьезно «прижали» льготную ипотеку, выдачи жилищных кредитов в январе упали к декабрьским в три раза, следует из обзора Банка России. А вот автокредитование по-прежнему растет, отмечает Андриевская. По итогам первого месяца 2024 года портфель автокредитов увеличился в целом по банковскому сектору на 27 миллиардов рублей, или на 1,6%.

«Отметим, январь – традиционно менее активный в плане любого кредитования, так как в нем меньше рабочих дней. Однако, если такая динамика сохранится, то теоретически рынок за год может вырасти на 19%-20%. Правда, оговоримся, если в экономике не случится новых геополитических и санкционных шоков», – прогнозирует эксперт.

Почему россияне активно берут автокредиты

Фото - © Freepik.com

Автокредитование росло весь I квартал. Заемщиков уже не останавливают высокие ставки кредитования и цены на авторынке.

«Автолюбители-2024 торопятся купить машину в кредит, так как считают, что стоимость автомобилей как минимум не упадет из-за высокой инфляции. А проценты автокредитов останутся не ниже текущих, ведь ЦБ обещает средний уровень ключевой ставки на 2024 год в диапазоне 13,5%-15,5%», – подчеркивает Андриевская.

Правда, можно наблюдать, что сами банки гибко маневрируют, устанавливая проценты автокредитов в зависимости от страхования, статуса клиента и платной опции понижения ставки, особенно по программам на авто с пробегом. Так, у лидеров январского рейтинга «Выберу.ру», Газпромбанка и ВТБ, они начинаются с 2,4% и с 4,2% соответственно. Верхняя планка полной стоимости кредита – 36,2% у Газпромбанка и 26,6% у ВТБ. То есть среднестатистический клиент оформляет автокредит под 18%-20% и выше. Но, разумеется, в дальнейшем многие планируют его рефинансировать, если ставки на рынке станут ниже, говорит Андриевская.

«Вот почему спрос автолюбителей на кредиты только растет. Мы как финансовый маркетплейс видим, что по итогам февраля спрос оказался выше январского на 12%. Количество февральских запросов достигло пика за последние два года и было на 46% выше прошлогодних февральских», – комментирует она.

Прогнозы по автокредитованию на 2024 год

Фото - © РИА Новости

По мнению эксперта «Выберу.ру», не стоит ждать снижения темпов роста автокредитования, поскольку это залоговые кредиты и риск такого кредитования для банков ниже, чем в сегменте потребительских ссуд. Поэтому кредиторы и дальше смогут стимулировать заемщиков минимальными ставками и гибкими условиями.

«В свою очередь, покупатели рассматривают приобретение кредитного авто как актив, который со временем не потеряет в цене, так как санкции с нами надолго», – подчеркивает Андриевская.

Февральский опрос «Выберу.ру» показал, что четверть россиян готовы купить в кредит новый китайский автомобиль. Самыми популярными марками оказались Haval, Chery и Geely. Немного больше, 27%, планируют потратить заемные деньги на приобретение подержанных автомашин западных брендов. Только каждый восьмой автолюбитель рассматривает для покупки в кредит новую отечественную марку. Любопытно, что треть опрошенных «Выберу.ру» отложат покупку кредитного автомобиля, так как ждут снижения цен в результате параллельного импорта и роста автопроизводства.

«Мы также отметим, что доля кредитования подержанных автомобилей с большой вероятностью будет снижаться. Потому что в линейках автодилеров растет число предложений новых китайских и отечественных авто, а для многих лучший автомобиль – новый», – отмечает эксперт.

В 2024 году развитие авторынка будет по-прежнему напрямую зависеть от сегмента автокредитования, считает Андриевская.

«Высокая неопределенность в экономике и санкции вряд ли кардинально поменяют ситуацию с доходами автолюбителей, а, значит, люди будут вынуждены обращаться за деньгами на покупку машин в банки. В результате выдачи автокредитов могут быть сопоставимы с прошлогодними. По нашим прогнозам, портфель автокредитов может преодолеть планку в 2 триллиона рублей», – прогнозирует эксперт.