Радиация «под одеялом»: 20 гектаров захоронений в 100 км от Москвы
СЕРГИЕВ ПОСАД (Московская область), 25 мая - РИА Новости, Екатерина Еременко. Менее чем в 100 километрах от МКАД, в Сергиево-Посадском районе Подмосковья, расположен очень важный объект – захоронение радиоактивных отходов площадью 20 гектаров, куда "стекается радиация" более чем с сотни московских предприятий. Корреспондент РИА Новости посетила ФГУП "Радон", откуда специалисты неусыпно следят за безопасным уровнем радиации в столице, и узнала, насколько безопасен такой "могильник" радиации для жителей московского региона.
Нужное предприятие
"По этой дороге каждый день везут на больших фурах радиоактивные отходы со всего московского региона", - с гордостью говорит научный сотрудник "Радона", сопровождающий журналистов.
Автобус c прессой и членами комиссии Мосгордумы по экологической политике направляется из Москвы по Ярославскому шоссе на север от подмосковного Сергиева Посада. Здесь расположен единственный в московском регионе могильник радиоактивных отходов ФГУП "Радон", который обслуживает всю Москву, частично Подмосковье и близлежащие области.
Указателя возле поворота на предприятие нет. Кому нужно - тот знает. Захоронение радиоактивных отходов, образовавшихся на московских заводах, началось на этой территории еще в 1960 году. Технологии обработки отходов и организация работы предприятия с тех пор сильно изменились, пришли к международным стандартам.
"Мы рассчитываем, что будем нужны в долгосрочной перспективе, ведь период полураспада радиоактивных элементов составляет около 300 лет. Если, конечно, мы не научимся в ближайшее время отправлять все отходы радиоактивные куда-нибудь в космос", - говорит генеральный директор ФГУП "Радон" Петр Невейкин.
Всего месяц назад принадлежавшее Москве предприятие "Радон" стало частью госкорпорации "Росатом", получив федеральный статус.
Теперь в планах – создать систему обращения с радиоактивными отходами во всей стране.
Надежная система
По словам гендиректора, на территории Москвы работает 65 приборов дистанционного мониторинга уровня радиации, данные с которых поступают в компьютерную систему "Радона" каждые 10 минут. Размещают их на административных зданиях во всех районах города, а также на МКАДе.
Ранее для передачи информации с приборов использовались обычные телефонные линии. Сегодня данные передаются посредством сотовой связи или интернета. Датчики могут работать автономно до семи суток, так что даже длительное отключение электричества для современной системы мониторинга - не проблема. По словам гендиректора, результаты замеров регулярно отправляются в МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и департамент ЖКХ и благоустройства Москвы.
"Опыт Москвы уникален: кроме Москвы, ни в одном городе РФ нет такого уровня обеспечения радиационной безопасности. Мы способны в очень короткие сроки зафиксировать изменения фона, если они произойдут", - подчеркивает Невейкин.
Также несколько приборов дистанционного мониторинга установлены в Сергиевом Посаде, на территории "Радона" возле полигона, где производится захоронение отходов. Также небольшое число приборов установлено в Можайске, Волоколамске и Зеленограде. Информацию об уровне фонового радиационного излучения можно в режиме реального времени отслеживать через интернет на сайте.
На радиации не экономят
На предприятии работает 2,2 тысячи человек, среди них 74 кандидата и 11 докторов наук. При этом средняя зарплата сотрудника "Радона" составляет всего 27 тысяч рублей, несмотря на сопряженность работы с риском для жизни, отметил гендиректор.
По его словам, в данный момент деньги на полный цикл обеспечения радиационной безопасности в столице выделяются по госконтракту правительством Москвы. Подмосковье и другие области не проводят централизованных обследований своих территорий. В 2013 году финансирование из бюджета столицы серьезно сократилось, несмотря на увеличение площади города за счет присоединенных территорий.
"Меньше будет выделяться денег – меньше мы сможем захоронить отходов в этом году. Значит, они останутся на территории предприятий в Москве", - поясняет Невейкин.
По его словам, в Москве 137 производств, не считая военных объектов, в процессе работы которых образуются радиоактивные материалы, которые необходимо утилизировать. Пока же отходы не отправлены на полигон, каждый завод самостоятельно заботится об их безопасном хранении.
Глава комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко, в свою очередь, пообещала разобраться с этим вопросом. "Нужно подумать, поднять вопрос о внесении поправок в бюджет города на этот год и, возможно, выделить некоторую дополнительную сумму", - сказала она.
Безвредное предприятие
Площадка научно-производственного комплекса "Радона" занимает 60 гектар, из которых 20 гектар – непосредственно полигон с отходами. Остальная площадь отдана под административные здания, где ведутся лабораторные исследования и теоретические разработки, а также ангары, где производятся специальные контейнеры, в которых радиоактивные вещества захоранивают, объясняет заместитель гендиректора Федор Лифанов. Вся территория тщательно охраняется и огорожена забором с колючей проволокой, уверяет он.
"Здесь находятся радиоактивные отходы, собранные в течение 50 лет с центрального региона России. Ближайшие поселки – Новый и Реммаш – расположены в трех-четырех километрах отсюда, население уже привыкло к существованию нашего предприятия. Вреда для них нет никакого", - подчеркивает Лифанов.
По его словам, после того как радиоактивные вещества обнаруживают на территории Москвы или Подмосковья, например, по итогам обследований почвы, их подготавливают к транспортировке и на специальных автомобилях в железных или бетонных контейнерах перевозят в "Радон". На таких же машинах, которые передвигаются строго в сопровождении машин ГИБДД, регулярно доставляют отходы с московских предприятий.
Радиация "под одеялом"
Перед экскурсией по полигону гостей просят надеть специальные халаты и головные уборы, которые помогут уберечься от малых доз радиации. Сотрудники предприятия дозиметрами обследуют контейнеры с металлоломом, который обладает слабым излучением. Такой металл все равно отправится на переплавку и будет захоронен.
"Все, что можно сжечь - сжигается. Металлы плавятся, грунт прессуется, жидкости выпариваются в концентрированный раствор. А затем уже можно консервировать и захоранивать", - объясняет журналистам и депутатам технический директор "Радона" Юрий Мышкин.
По его словам, основная цель – уменьшить объем жидких и твердых отходов, а также снизить уровень излучения, насколько это возможно.
В первом цехе демонстрируется установка, позволяющая безопасно сжигать твердые радиоактивные вещества. Она имеет семиступенчатую систему очистки воздуха от вредных примесей. Таким образом, вред окружающей среде не наносится.
"Солевой компаунд, образующийся после выпаривания жидких отходов, раньше смешивался с битумом. Но в конце 70-х годов МАГАТЭ решило, что это небезопасно. Поэтому стали применять у нас на предприятии концентрированный солевой раствор, стали обрабатывать методом цементирования, что соответствует всем международным нормам", - рассказывает замглавы предприятия.
Между тем, посетителей просят не отклоняться от маршрута экскурсии и не прикасаться ни к чему. Некоторые стараются держаться подальше от бочек, на которых красуется всем известный предупреждающий знак радиоактивности.
"Не бойтесь, с нами здесь безопасно, но только с нами", - шутит один из сотрудников цеха.
Специальное оборудование прессует огромные бочки отходов в почти плоские "блины". Эту часть цеха фотографировать не разрешается – секретная технология.
На автобусе гостей провозят мимо полигона. Если не знать, то можно и не догадаться, что там захоронено несколько тонн отходов.
Целостность старых захоронений постоянно проверяется, трещины и вымоины заполняют специальным раствором.
Захоронения полностью герметичны: специалисты следят, чтобы животные или корни деревьев не повредили покрытие. Помимо специального контейнера, отходы накрывают целым "одеялом" из бетона, асфальта, глины, щебня и специальных герметизирующих составов.
Когда экскурсия завершается, все ее участники направляются на проходную, которая оборудована датчиками измерения радиации. Каждый проходит через рамку, к которой прикладывает руки и прислоняется всем телом к детекторам.
"Увидев своими глазами, на каком высоком уровне здесь организована безопасность, как тщательно исследуется радиационная обстановка в Москве, я поняла, что можно быть спокойной за город", - отмечает депутат Вера Степаненко.
По итогам посещения научно-производственного комплекса "Радона" комиссия Мосгордумы по экологической политике решила разработать проект закона "об обеспечении радиационной безопасности в Москве". Глава комиссии уверена, что такой закон позволит еще тщательнее исследовать радиационный фон в городе, в том числе на новых территориях столицы, а также даст возможность обеспечить безопасное захоронение максимального количества радиоактивных отходов.
Екатерина ЕРЕМЕНКО