Кризис на модном рынке: какие бренды одежды исчезнут из магазинов

Кризис на модном рынке: какие бренды одежды исчезнут из магазинов
Акценты

Согласно опросам, из-за кризиса москвичи стали реже ходить в магазины и намерены обновлять гардероб только по необходимости. Резкий скачок курсов валют и нестабильная экономическая ситуация в целом заставила ряд популярных марок масс-маркета покинуть российский рынок, закрыть часть магазинов или сократить ассортимент. Придется ли покупателям затянуть ремни и отказаться от полюбившихся брендов, и не останутся ли россияне «голыми», разбирался корреспондент РИАМО.

Торговые центры Москвы призывают покупателей не паниковать>>

Модные бренды покидают Россию

В конце 2014 года российский рынок лишился сразу трех брендов: ESPRIT, OVS и River Island. Компания «Маратекс», работавшая с марками по франшизе компании EM&F Group, объявила о закрытии розничных точек на территории России.

Компания Stockmann в последние месяцы 2014 года вывела из России управляемый ею бренд Seppala, объяснив это желанием сосредоточиться на развитии марки Lindex. Однако уже в феврале 2015 года стало известно о планах по закрытию и всей сети Lindex, состоящей из 19 магазинов. Как подтвердили РИАМО в пресс-службе компании «IKEA» (собственника ТЦ «Мега»), Stockmann планирует к концу 2016 года закрыть три собственных универмага, расположенных на территории МЕГА Химки, Мега Теплый Стан и МЕГА Белая Дача.

Кроме того, NewLook – английский ритейлер одежды принял решение о закрытии всех магазинов, расположенных на территории РФ и Украины. Немецкий бренд Gerry Weber объявил о расторжении договоров с российскими компаниями, работавшими по франчайзингу.

Компания Mexx признана голландским судом банкротом. При этом генеральный директор компании BNS Group, работающей с маркой по договору франчайзинга, Денис Богатырев в конце 2014 года заявил, что в России магазины Mexx будут функционировать, как и прежде. Однако сегодня перспективы существования бренда в отрыве от владельца, распродающего остатки коллекций, выглядят крайне туманно, а в компании BNS Group комментировать ситуацию перестали.

Санкции убрали из российских магазинов дорогие продукты - Роспотребнадзор>>

Паника преждевременна?

С одной стороны, сложности в развитии российского fashion-ритейла на лицо, но с другой – выбывают «слабые звенья». Например, по словам гендиректора Fashion Consulting Group (FCG) Анны Лебсак-Клейманс, Esprit показывал отрицательную прибыль уже на протяжении нескольких последних лет. Для Stockmann 2014-й год стал убыточным, компания потеряла 42,9 миллионов евро, поэтому сокращение количества магазинов – это мера по оптимизации расходов. Что касается NewLook и Gerry Webber, хотя на европейском рынке они показывают хорошую динамику роста, в России это небольшие сети ограниченной узнаваемости, не выдерживающие конкуренцию с основными игроками.

Потребительский рынок – структура подвижная. Одни компании уходят – их место занимают другие. Сегодняшняя ситуация не исключение. По оценкам экспертов, россиянам не стоит бояться сокращения выбора. Так, PR директор Fashion Consulting Group Ольга Штейнберг сообщила РИАМО, что в 2015 году о своем намерении выйти и развиваться на российском рынке заявили целый ряд модных брендов: Harvey Nichols, House of Fraser, Blue Inc. (Великобритания), Galeries Lafayette, The Kooples (Франция), White house black market, Abercrombie&Fitch, Disney store (США), Cortefiel, Lefties (Испания), Cos (Швеция), DeFacto (Турция).

Штейнберг отметила и то, что ряд крупных международных сетей планируют активное развитие на российском рынке модной одежды, в их числе TAKKO Fashion, H&M, BENETTON, UNIQLO, FOREVER21.

Узнайте возможную причину приостановки производства Renault в Москве>>

Самые популярные бренды останутся

Избавление от нерентабельных подразделений – первая мера антикризисного управления. Следуя этому правилу, крупнейший оператор одежды, компания Inditex, в чей портфель входят такие популярные бренды масс-маркета, как Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Stradivarius, Uterque и Lefties закрыла флагманский магазин Zara на Тверской улице в центре Москвы. Аналогичное решение приняли марки Incity и Pandora.

Это неудивительно. Стоимость аренды на главной витрине страны фиксирована в долларах. С учетом возросшего курса, ставка в диапазоне 2,7 - 4,5 тысячи долларов за квадратный метр становится неподъемной. Кроме того, посещаемость магазинов резко упала не только из-за снижения спроса, но и запрета парковки в непосредственной близости к магазинам. Даже игроки, твердо стоящие на ногах, не готовы нести убытки и содержать магазины с отрицательной рентабельностью.

Эта тенденция вовсе не говорит о сокращении выбора для потребителей, скорее, она означает концентрацию Fashion-операторов на наиболее успешных торговых площадках. Так, комментируя РИАМО уход из ТЦ «МЕГА» компании Stockmann, в пресс-службе IKEA заявили, что московские мега-моллы пользуются большим спросом у арендаторов, и проблем с поиском вариантов использования освободившихся площадей они не испытывают.

При этом на рынке уже отмечается увеличение числа вакантных торговых зон. По данным агентства JLL, в третьем квартале 2014 года объем свободных площадей в ТЦ Москвы увеличился на 2,5% до 6%. Однако руководство крупнейших торговых центров столицы, таких как «ЦУМ», «Третьяковский проезд», «ГУМ», «Европейский», «Атриум» от комментариев по поводу ситуации с арендаторами отказывается.

Эта ситуация на руку и крупным ритейлерам. По экспертному мнению Ольги Штейнберг, у многих брендов, давно работающих и закрепившихся на рынке, есть хорошие шансы не просто выжить, но и, при грамотном управлении, извлечь из ситуации максимальную выгоду: открыть магазины на лучших условиях в максимально привлекательных локациях, занять ниши, освобождаемые уходящими с рынка более слабыми компаниями.

Ассортимент цифровой техники сократился на 15% в магазинах Москвы>>

Шопинг по необходимости

Понятно, что при сокращении доходов население тратит меньше. По итогам исследования, проведенного FCG (Fashion Consulting Group) в феврале 2015 года, 75% москвичей планируют экономить на приобретении одежды. Выводы опроса подтверждают и игроки рынка. По словам гендиректора московского представительства Sela Натальи Чиненовой, посещаемость магазинов в Москве снижается, и большинство покупателей приходят за конкретной вещью.

Однако покупать все равно будут, просто спрос сместится или сократится: 65% опрошенных останутся верными любимым маркам, но будут обновлять гардероб реже, а 28% потребителей уйдут в более низкий ценовой сегмент.

Проблемы в экономике - это плата не за Крым, а за суверенитет - Путин>>

Шанс для российской промышленности

Как известно, кризис – это новые возможности. Сложившая ситуация порождает еще один немаловажный тренд: возросшая стоимость привычных марок смещает внимание покупателей в сторону отечественных брендов. В условиях высокого курса валют иностранным игрокам сложно поддерживать доступные для россиян цены, сохраняя при этом положительную рентабельность магазинов.

Ситуация позволит укрепиться на рынке отечественным брендам, считают эксперты. Крупнейшие представители российской модной индустрии, такие как Ostin, Gloria Jeans, Sela, Incity, Oodji, являются классическими представителями доступного масс-маркета.

Как показал февральский опрос, проведенный компанией FCG, около 12% респондентов решили в 2015 году покупать больше одежды, произведенной в России, а 73% собираются внимательно к ней присмотреться.

Результаты исследования подтверждаются и опросом, проведенным в январе 2015 года по заказу Министерства промышленности и торговли РФ. Более половины опрошенных (54%) положительно оценили качество одежды, изготовленной в России. Главным же критерием выбора в пользу отечественного производителя 43% респондентов назвали более низкую по сравнению с зарубежными аналогами стоимость.

Медвежонок Рося стал символом Центрального детского магазина на Лубянке>>

Новые бренды – на смену старым

Ситуация в сфере fashion-ритейла такова, что компании приготовились к худшему. Однако большинство из них не спешит закрывать бизнес: каждый старается адаптироваться и даже укрепиться за счет выбывших конкурентов.

Таким образом, российский покупатель вряд ли лишится выбора, но скорее всего, будет вынужден скорректировать привычки и начать заново изучать бренды и ценники.

Анна Семенова