Какова вероятность войны между КНДР и Южной Кореей: заявления лидеров и соотношение сил

Какова вероятность войны между КНДР и Южной Кореей: заявления лидеров и соотношение сил
Акценты
Сайт президента КНДР

Фото - © Сайт президента КНДР

В декабре 2023 года на пленуме правящей в КНДР Трудовой партии лидер Северной Кореи Ким Чен Ын заявил, что мирное объединение с Южной Кореей больше невозможно и государства окончательно стали друг для друга враждебными. Означает ли это перспективу возобновления Корейской войны, завершившейся разделом Кореи более 70 лет назад, читайте в материале РИАМО.

В чем смысл отказа КНДР от объединения с Южной Кореей

Stefan Krasowski

Фото - © Stefan Krasowski/Wikipedia.org

По мнению эксперта по Северной Корее, профессора сеульского университета Кунмин Андрея Ланькова, прозвучавшее в декабре заявление Ким Чен Ына может иметь историческое значение.

«Очень похоже на то, что мы присутствуем при глобальном развороте стратегии Севера в отношении Юга и последствия такого разворота будут ощущаться в течение десятилетий», – отметил специалист, слова которого приводит «Российская газета».

Ланьков пояснил, что на протяжении почти 80 лет, которые прошли с момента раскола Корейского полуострова, обе Кореи постоянно подчеркивали, что разделение является временным явлением, что корейцы являются одной нацией и что рано или поздно им надо объединиться.

«Вместе с тем, так лишь говорили, но понимали, что мирными средствами объединения достигнуть сложно и всерьез к таким идеям не относились. А вот варианты с возможным насильственным присоединением соседа как Югом, так и Севером рассматривались всегда», – рассказал эксперт.

В этом смысле декабрьское заявление Ким Чен Ына похоже на смену парадигмы. Северокорейский лидер не только сказал, что отныне Юг и Север – это два враждебных государства, находящихся в состоянии вооруженного конфликта, но и не противопоставил друг другу южнокорейское правительство и южнокорейский народ, что раньше было обычным делом.

«Фактически это может означать переход к восточногерманской модели, когда ГДР постоянно подчеркивала, что Западная и Восточная Германия - это два разных государства, там живут два разных народа и задача объединения формально не ставилась. Похоже, что такой переход происходит и в Северной Корее», – полагает Ланьков.

Южную Корею в КНДР стали называть по-другому

Daniel Bernard

Фото - © Daniel Bernard/Unsplash.com

Еще одним важным признаком, указывающим на серьезный разворот северокорейской внешней политики, является смена наименования южного соседа в официальной риторике КНДР. В частности, еще летом 2023 года младшая сестра Ким Чен Ына, Ким Ё Чжон, назвала Южную Корею термином, которым это государство называет себя само – «Тэханмингук» (дословно: «Великокорейская народная республика»). Ранее же КНДР называла Юг иным словом – «Намчосон», которое можно образно перевести как «южная часть нашей Кореи».

«До этого использование такого названия на Севере в отношении Юга было табуировано. То есть теперь, приняв официальное название Юга, подчеркивается, что Южная Корея является отдельным государством», – пояснил Андрей Ланьков.

Таким образом, по мнению профессора сеульского университета Кунмин, произошло официальное признание реально существующей ситуации.

«Ким Чен Ын фактически признал, что уже является давно известным фактом: Южная и Северная Корея – это два совершенно разных государства, их население все менее ассоциирует себя друг с другом, можно сказать, что формируются две разные нации. Население этих стран, скажем так, не испытывают друг к другу симпатий и воспринимают друг друга как иностранцев, причем иностранцев враждебных. Это все правда, и любопытно, что эту правду в КНДР признали официально. Это действительно решительный поворот, это действительно разрыв традиции», – сказал Ланьков.

В чем причины разворота политики КНДР

Сайт президента КНДР

Фото - © Сайт президента КНДР

В своем выступлении на декабрьском пленуме Ким Чен Ын прямо заявил, что не воспринимает Южную Корею как независимое государство.

«В том месте, что сегодня называется Южной Кореей, политика полностью исчезает, все их общество погрязло в культуре янки. Это всего лишь колониальное зависимое государство, которое полностью опирается на США в вопросах обороны и безопасности», – сказал северокорейский лидер.

И, похоже, дело не только в проамериканском курсе действующего президента Южной Кореи Юн Сок Ёля, находящегося у власти с 2022 года, а в разочаровании в отношениях с южным соседом в целом. Об этом, в частности, рассказал анонимный источник «Российской газеты».

«Когда российская сторона несколько лет назад пыталась убеждать Кима развивать отношения с Сеулом, так как это помогло бы реализации трехсторонних проектов с участием РФ, то он ответил следующее: “Я сделал все, что они хотели, я съездил на их территорию, провел несколько саммитов, принял их президента у себя. А что в ответ? В ответ просто какие-то показательные политические шоу, а когда дело доходит до реального сотрудничества, то южане жалуются, мол, без согласия США мы не можем ничего делать. И как с ними после этого работать? О каком объединении может идти речь?”», – сказал источник российского СМИ.

Новый виток эскалации в отношениях КНДР и Южной Кореи

Сайт президента КНДР

Фото - © Сайт президента КНДР

С начала 2024 года власти как Северной, так и Южной Кореи продолжают обмен воинственными заявлениями. Так, в феврале Ким Чен Ын по случаю 76-й годовщины основания Корейской народной армии заявил, что КНДР готова оккупировать территорию южного соседа.

«Определение южнокорейских марионеток как наиболее вредоносного и неизменно главного врага нашей страны и принятие решения об оккупации их территории в случае возникновения чрезвычайной ситуации в качестве национальной политики являются разумной мерой для вечной безопасности нашей страны, мира и стабильности в будущем», – сказал северокорейский лидер.

Спустя пару дней появилась информация об испытании северокорейской армией новых управляемых снарядов для РСЗО калибра 240 миллиметров. В ответ на это южнокорейский Комитет начальников штабов заявил о готовности дать отпор северному агрессору.

«Наши войска поддерживают высокую степень боеготовности и могут в любой момент дать сокрушительный ответ артиллерийским провокациям Северной Кореи. Мы ведем постоянный мониторинг развития северокорейских военных технологий и укрепляем возможности по сдерживанию и реагированию», – отметили в военном командовании.

Каково соотношение сил Северной и Южной Кореи

Фото - © Wikipedia.org

По данным британского Международного института стратегических исследований за 2019-2021 годы, и Северная, и Южная Корея обладают внушительными и сопоставимыми друг с другом по численности вооруженными силами.

Так, если по количеству военнослужащих в действующей армии КНДР имеет серьезное преимущество перед южным соседом (1 280 тысяч человек против 599 тысяч человек), то по количеству резервистов, напротив, лидирует Южная Корея (3 100 тысяч человек против 600 тысяч человек). При этом у обеих стран есть огромные вооруженные формирования, формально не относящиеся к вооруженным силам: в Южной Корее они насчитывают чуть более 3 миллионов человек, а в Северной – почти 6 миллионов.

Таким образом, по общей численности всех вооруженных формирований КНДР и Южная Корея уверенно лидируют в мире: у первых она составляет 7 769 тысяч человек, у вторых – 6 712 500 человек (занимающий третье место Вьетнам отстает от Южной Кореи более чем на миллион человек).

При этом следует учитывать, что население Южной Кореи в два раза больше, чем Северной (52 миллиона человек против 26 миллионов), поэтому степень милитаризации КНДР значительно выше.

Если говорить о соотношении вооружений (по версиям Global Firepower и ArmedForces), то силы также сопоставимы, хотя у северокорейской Народно-освободительной армии (НОАК) и есть некоторый перевес. В частности, КНДР лидирует по количеству боевых самолетов, но серьезно отстает по вертолетам. При этом у Северной Кореи в 2-3 раза больше танков, в 1,5 раза больше САУ и в 5-6 раз больше РСЗО (паритет в артиллерии наблюдается только по количеству несамоходных орудий). Что касается флота, то у Южной Кореи значительно больше боевых кораблей (не считая патрульных), а у КНДР – подводных лодок.

Будет ли новая война на Корейском полуострове

Стефан Красовски

Фото - © Стефан Красовски/Flickr.com

Учитывая уровень милитаризации двух Корей и непрекращающуюся военную риторику, исключить новый «горячий» конфликт на полуострове не может никто. При этом необходимо понимать, что с большой долей вероятности в этот конфликт окажутся втянуты другие страны. Так, в Корейской войне 1950-53 годов против КНДР и Китая (а также неофициально поддерживавшего их СССР) на стороне Южной Кореи воевало почти два десятка государств, включая США, Великобританию и Францию. Правда, тогда международная коалиция сформировалась под эгидой ООН, осудившей агрессию со стороны КНДР, чего в этот раз может и не быть. Однако на вовлечение в новый конфликт США решение теряющей международное влияние ООН вряд ли способно повлиять.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Александра Жебина, заявления Ким Чен Ына о подготовке к возможной войне, сделанные на пленуме Трудовой партии КНДР в декабре 2023 года, являются предупреждением американцам о том, что Северная Корея готова к столкновению, если США его развяжут.

«Я лично считаю, что сама КНДР никогда не начнет войну, так как северокорейское руководство достаточно прагматично для того, чтобы понять, что военная ядерная мощь Соединенных Штатов все же несравнима с Северной Кореей», – считает эксперт.

При этом, по мнению Жебина, северокорейцы могут нанести существенный ущерб американским войскам, расквартированным на юге Корейского полуострова, и тем, которые дислоцируются в Японии.

Что касается вероятности начала войны, то, как полагает эксперт, ее могут развязать «горячие головы» в Южной Корее, мечтающие объединить полуостров, создать «Великую Корею» и рассчитывающие в этом конфликте на помощь США.