Большое украинское наступление: когда оно состоится и в чем главные угрозы для России

Большое украинское наступление: когда оно состоится и в чем главные угрозы для России
Акценты

Предстоящее украинское наступление с использованием военной техники, предоставленной странами НАТО, анонсируется уже не первый месяц. Порой это происходит настолько открыто, что заставляет усомниться в том, что такие планы вообще существуют. Однако практически никто из аналитиков, следящих за ходом конфликта, в предстоящем наступлении ВСУ не сомневается. Каковы возможные направления украинского удара и каков может быть его результат, читайте в материале РИАМО.

Подготовка украинского наступления: хроника событий

Об украинском наступлении не перестают говорить чуть ли не на всем протяжении СВО. После действительно имевшего место продвижения ВСУ в Харьковской и Херсонской областях осенью прошлого года новые атакующие действия украинцев прогнозировали еще на зиму. В частности, это делал министр обороны Украины Алексей Резник в интервью американскому журналу Newsweek в первой половине декабря. По его словам, ВСУ ждали только момента, когда земля подмерзнет.

Практика анонсов украинского наступления через популярные западные издания получила заметное развитие. Как правило, это сопровождалось констатацией необходимости поставок оружия и военной техники на Украину странами НАТО. В итоге в январе крупнейшие западные страны, такие как США, Великобритания и Германия, объявили о том, что предоставят ВСУ десятки танков собственного производства, а также о подготовке украинских танкистов для управления новыми машинами. С этого момента разговоры о планирующемся наступлении ВСУ приобрели реальные очертания.

В день годовщины начала СВО, 24 февраля, президент Украины Зеленский заявил о том, что его страна планирует военный захват Крыма – правда, не назвав при этом никаких сроков.

Вскоре в западной прессе начали появляться публикации, согласно которым в случае неудачи украинского наступления натовские союзники будут принуждать киевские власти к заключению мира с Россией.

15 марта американское издание Politico сообщило предполагаемое время и место украинского наступления. Со ссылкой на мнение «официальных лиц США» журналисты написали, что ВСУ пойдут в атаку в мае, при этом у них есть два варианта направления удара: пытаться прорваться через Херсон на Крым или наступать севернее в восточном направлении, чтобы затем опять же повернуть на юг и перерезать сухопутный коридор в Крым. При этом в публикации указывалось, что первый вариант нереалистичен, так как российские войска укрепились на восточном берегу Днепра и у ВСУ нет достаточно сил для форсирования водной преграды.

19 марта давление на киевские власти продолжилось: в интервью польской газете Rzeczpospolita президент Чехии Петр Павел заявил, что у Украины будет только одна попытка на проведение крупного контрнаступления и только в текущем году.

29 марта член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов заявил, что Киев готовит несколько сценариев контрнаступления в Запорожской области.

«Речь идет как о сухопутной операции, так и десантной, связанной с форсированием Днепра в районе Энергодара и Запорожской АЭС», – сказал чиновник.

30 марта глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в интервью Financial Times призвал не рассматривать готовящееся контрнаступление Киева как решающий момент войны. По его словам, в случае, если Украина не сможет «освободить 100% своей территории», существует опасность усиления тех сил на Западе, которые будут требовать прекращения огня и уменьшения военных поставок Украине.

5 апреля агентство Reuters сообщило, что для своего контрнаступления Украина подготовила восемь новых штурмовых бригад общей численностью 40 тысяч человек. Эти подразделения были сформированы не министерством обороны, а МВД, и получили звучные названия: «Стальная граница», «Ураган», «Спартанец», «Червона Калина», «Рубеж», «Ярость», «Азов» и «Карадаг».

7 апреля госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что контрнаступление Украины, «вероятно, начнется в ближайшие недели».

При этом 12 апреля американская газета The Washington Post со ссылкой на секретные документы Пентагона, которые стали доступны в результате масштабной утечки, сообщила, что США сомневаются в том, что украинское контрнаступление принесет Киеву желаемые результаты. В частности, американские чиновники не верят в то, что Украине удастся перерезать российский сухопутный коридор в Крым, и прогнозируют для Киева лишь «скромные территориальные приобретения».

Когда и на каком направлении состоится украинское контрнаступление

Большинство российских военных экспертов сходятся во мнении, что ВСУ все же предпримут попытку наступления этой весной. При этом основным направлением удара они чаще всего называют южное.

Военный аналитик, капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин полагает, что наиболее вероятные сроки наступления украинских войск – последняя неделя апреля-начало мая.

«Я думаю, что они попытаются испортить нам майские праздники», – говорит эксперт.

По мнению Дандыкина, основной удар противника придется в направлении Мариуполя с целью выйти к Азовскому морю, чтобы перекрыть сухопутный коридор в Крым. При этом атаки ВСУ на Сватовском, Артемовском и Запорожском направлениях – в районе Гуляйполя и Орехова – могут быть отвлекающими маневрами.

Похожую картину рисует бывший министр обороны ДНР, известный командир ополчения Игорь Стрелков. Он полагает, что ВСУ попытаются нанести целую серию ударов: один или два главных, остальные – отвлекающие или вспомогательные.

«Вряд ли враг будет наносить главный удар на Херсонском направлении, хотя высадку тактических десантов я полагаю очень вероятной. Также противник может осуществить демонстративные террористические вторжения на территорию "старой" Российской Федерации: в Курской, Белгородской, Брянской областях. Вспомогательный удар может быть нанесен на Донецком направлении. На направлении Сватово-Кременная серьезных ударов врага я не ожидаю, хотя тактические атаки возможны. Местность там не очень благоприятствует глубокому наступлению, к тому же там создана эшелонированная оборона», – считает эксперт.

Главный удар, по мнению Стрелкова, может состояться на довольно широком участке фронта от Угледара до Днепра.

«Именно там противник, с одной стороны, может достичь стратегического успеха, а с другой – наиболее эффективно применить западную бронетехнику, которую он получил. Именно там прорыв фронта в одном месте способен привести к глубокому проникновению и к перерезанию стратегически важных сухопутных коммуникаций с Крымом», – полагает бывший лидер донбасского ополчения.

Стрелков ожидает начала наступления ВСУ не раньше середины апреля.

«Наиболее вероятные сроки – начало мая, хотя могут ударить и раньше, и позже», – отмечает эксперт.

Констрнаступления Украины может и не быть?

Несмотря на относительное единодушие, не все эксперты согласны с неизбежностью атаки ВСУ.

«Это пресловутое контрнаступление все ожидают чуть ли не с самого Нового года. По многим признакам, контрнаступление в ближайшее время может не начаться. ВСУ со своими инструкторами и вооружением просто не готовы к этому», – говорит председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», герой России, генерал-майор Сергей Липовой.

Однако эксперт допускает, что украинцы все-таки могут пойти в бой.

«Может случиться форс-мажор, когда Америка топнет ногой и скажет: "Вперед, вы должны показать, на что вы способны!". Тогда это будет продолжение Артемовской мясорубки и последний бой ВСУ. Они постараются всей своей мощью нанести удар. Это будет удар растопыренной рукой, а не кулаком. Несложно догадаться, что будет с этими бригадами», – считает Липовой.

Тезис о слабой готовности ВСУ высказывает и бывший главнокомандующий Сухопутных войск РФ, генерал армии Владимир Болдырев.

«Говорить о своих планах, о готовящемся контрнаступлении – это не по-военному. Это шум, запугивание, желание воздействовать на другую сторону. Те силы, которые они скопили, будут достаточными только для какой-то одной операции на одном направлении, чтобы нанести главный удар. Где-то они могут нанести отвлекающий удар. Но сил недостаточно для выигрыша. У них нет средств, чтобы наносить удар на всем фронте в тысячу километров», – полагает эксперт.

Чем может закончиться украинское наступление для России

Большинство российских военных специалистов скептически настроены в отношении шансов ВСУ на успех.

«Там – степь, все пристреляно. Наши бойцы хорошо "закопались". Мы – в обороне, преимущество в артиллерии за нами. Ночи стремительно становятся "воробьиными", все просматривается. Наши молчат и правильно делают. В этой ситуации надо сделать все, чтобы переиграть противника», – отмечает Василий Дандыкин.

Похожее мнение высказывает директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин.

«Думаю, до Армянска не дойдут. Максимум на что их хватит – попробовать проскочить по прямой до Мелитополя. Но, думаю, здесь они потеряют весь свой запал и все свои вооруженные силы, поскольку на это участке нет мощных застроек. Это сто километров голой степи, при том, что район полностью контролируется российской авиацией», – говорит эксперт.

Подберезкин считает, что российская армия на данный момент намного мощнее украинской.

«Соотношение сил в настоящее время по легкой пехоте один к одному. Раньше было три к одному в пользу ВСУ. Но соотношение по артиллерии – один к пяти. По авиации – один к десяти. Все это вместе, плюс выучка и возможность оперировать нашими резервами, говорит о том, что разгром будет полный. Какое-то время это может занять: может быть неделю-две, но капитуляция неизбежна. На половине останавливаться нельзя. Ни в коем случае нельзя оставлять Украину с этим режимом», – убежден эксперт.

Правда, не все российские аналитики настроены так радужно.

«К сожалению, есть немалая вероятность – и со мной солидарны многие из тех, кто находятся на фронте – что это наступление может быть удачным. Я подчеркиваю: не факт, что оно будет удачным», – говорит об украинских перспективах Игорь Стрелков.