Директор Волоколамского кремля: как «копали» древнейший город Подмосковья

Директор Волоколамского кремля: как «копали» древнейший город Подмосковья
Люди

Археолог Виктор Леонидович Ивченков в профессии уже 32 года. Он руководил раскопками на территории одного из древнейших городов Московской области - Волоколамска, который упоминается в летописях 12 века, а сейчас возглавляет музейно-выставочный комплекс (МВК) «Волоколамский кремль», основой которого является созданный им историко-археологический музей. О самых интересных находках, перспективах открытия музея под открытым небом, о проблеме «черных» копателей и сохранения памятников он рассказал в интервью Волоколамскому информагентству.

Клад XVII века из тысячи монет нашли при раскопках в центре Москвы>>

- Виктор Леонидович, после окончания МГУ им. Ломоносова вы были назначены начальником волоколамской археологической экспедиции МГУ. Какие древности вы открыли в нашем родном городе?

Фото: МВК «Волоколамский кремль», Андрей Мельников, Волоколамское ИА

- Три года - с 1983 по 1986 - мы занимались раскопками в Иосифо-Волоцком монастыре. Археологов интересовали архитектурные детали монастыря, границы собора 15 века, старые оборонительные укрепления, местонахождение старых монастырских построек. Среди интересных находок были мастерские 18 века - кузнечная и слесарная. Описание их сохранилось в трудах старца Нектария, стояла задача - найти их местоположение.

Потом археологический отряд переместился в Волоколамск и начал копать самый древний город Подмосковья. Основной площадкой был городской вал – древнее ядро города. Находки были очень интересные! Постройки домонгольского периода, оборонительные укрепления Андрея Боголюбского, частокол Ярослава Мудрого, улица 11-12 веков. Раскопы были изучены и законсервированы.

- Есть ли планы по музеефикации этих объектов и открытию музея под открытым небом?

- С точки зрения развития туризма это был бы прибыльный проект. Но очень дорогой. Вопрос в том, кто будет его инвестировать. Мы не можем менять историко-культурный ландшафт территории, значит, нужно строить спуск вниз. Если открыть древние постройки, дерево сразу начнет гнить. Значит, его надо пропитывать специальными составами. В Швеции, например, постройки викингов пропитывают современными эффективными составами.

- Экономические трудности в стране, как правило, отражаются на науке, ощущается ли кризис в сфере археологии?

- В археологии сегодня проблем немало. Финансирование - одна из них. В советский период экспедиции снаряжали неплохо. Или другая сторона археологической работы – реставрация предметов. Сейчас работает единый центр реставрации. Очередь там на годы вперед. И стоят эти работы немалые деньги, чего у многих экспедиций просто нет. Поэтому нередко музеи реставрируют предметы за свой счет.

Клад из серебряных монет 20-х годов прошлого века обнаружен на ВДНХ в Москве>>

- Изначально волоколамский музей был краеведческим, а сегодня его формат историко-археологический. Расскажите, пожалуйста, как вы создавали музей? Как формировался музейный комплекс?

Фото: находки археологов в Волоколамском кремле, Андрей Мельников, Волоколамское ИА

- Это была и объективная необходимость, и оправданный с научной точки зрения проект. С 1989 года музей стал называться историко-архитектурным, поскольку разместился в архитектурных площадях кремля.

В 2008 году Истринский историко-краеведческий музей забрал у нас всю свою коллекцию, переданную в свое время волоколамскому музею на хранение. Это было почти 80% наших фондов. И Волоколамский музей нужно было создавать фактически заново на основе собственных материалов, многие из которых как раз и были привезены из археологических экспедиций. Археологическое направление было выбрано главным образом потому, что уникальность Волока Ламского - в его древней истории. На этих землях поселились сразу три славянских племени, что очень интересно и важно с точки зрения развития Древней Руси.

Музеи не должны походить друг на друга. Это скучно! А почти все наши краеведческие музеи, особенно небольшие, абсолютно одинаковые: чучела, прялки, тележное колесо, революционные газеты. Всегда можно найти какой-то яркий период истории города, знаковое событие и построить на этом экспозицию. МВК «Волоколамский кремль» и его филиалы – удачный тому пример.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о тематике каждого филиала.

- Нелидовский музей – это военная история. Ярополецкий музей – традиционно Пушкин, Дорошенко, а благодаря археологическим раскопкам в селе на огороде у старейшего музейного работника Антонины Павловны Кожемяко были найдены следы славянских поселений 12 века - это новая страница в истории Яропольца. Совсем забыли и о том, что в 18 веке здесь проходили большие ярмарки. Все эти материалы уже готовы выставить, но не пока позволяет помещение музея.

Осташевский музей – мы сейчас работаем над его новой концепцией. Историю села почему-то связывают только с Романовыми. Хотя до Константина Константиновича владельцами были Муравьевы, а еще раньше - Урусовы, а Урусовы - ближайшие родственники боярыни Морозовой! А это – старообрядцы, которых на территории района было, по меньшей мере, треть населения.

- Виктор Леонидович, несмотря на появление закона о «черных» копателях, незаконные раскопки продолжаются. Насколько это серьезная проблема для Подмосковья?

- В каждом районе - около 120 – 150 археологических памятников. К региону сегодня большой интерес, и все памятники нужно брать под охрану.

«Черные» копатели – это головная боль повсеместно. Хотя в нашем районе в последние два года острота проблемы спала в отличие, например, от соседнего Рузского района. Я пошел по пути не только преследования, но и профилактической работы с копателями. Не раз собирал этих ребят в музее, объяснял, в чем непоправимый вред любительских раскопок с исторической точки зрения. Памятник археологии можно исследовать только один раз. Копать после «черных» археологам бессмысленно: материал весь перемешан.

Сами копатели, среди которых немало любителей истории и старины, нередко сдают в музеи свои находки. Однако они не сдают ни чертежей, ни фотофиксации. В результате археологический памятник фактически потерян для науки, для культуры. Люди считают, что они приобщаются к истории, но то, к чему они «приобщились», потеряло все остальное общество! Почему важно сохранить археологические памятники? Не потому, что Ивченков там «копается»! Они позволяют судить об исторических процессах, и это нужно разъяснять.

Ученые назвали самые неожиданные археологические находки Москвы>>

- Как вы думаете, почему закон не работает против незаконных раскопок?

- Закон о «черных» копателях решает проблему только процентов на 25. Он больше напоминает пожелания копателям. А они выехали в поле - и попробуй их обнаружь! Всегда дилемма: надо рассказывать обществу о местонахождении археологического памятника или это будет провоцировать? Вопрос культуры общества!

Давно назрела необходимость жесткой системы государственного контроля в области археологии. Большой шаг в этом направлении уже сделан – создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Ведь разрушаются не только памятники археологии, но и старинные усадьбы, здания, церкви. Повсеместно. Их сносят без разрешения! Всегда больно разочаровываться в чиновниках, в деловых людях, о которых думал, что они умнее и образованнее, чем есть на самом деле.

В Волоколамске снесли купеческий дом, но это же исторический элемент в облике города! Представьте, что центр застроят новоделами! Город тут же станет безликим! Потеря памятника – это не печаль археолога. Это печаль всего общества. Потому что мы теряем безвозвратно свою историю, в определенных фрагментах она становится для нас не доступной.

- По вашему мнению, Общество охраны памятников сможет остановить варварское колесо разрушения?

- Да, если это будет независимая структура, напрямую работающая с прокуратурой, которая, в свою очередь, руководствуется жестким законодательством. У нас же пока – одна риторика. Если мы хотим быть цивилизованной страной, то должны прийти к этому. Или мы будем малокультурной страной. У меня был доклад в ЮНЕСКО на тему сохранности памятников.

В нашем районе, например, возродили Общество охраны памятников. Прекрасно! Но нужно еще работать, причем принципиально! А у нас какая психология? Не хочется портить отношения с тем-то и с тем-то. И хлопотать лень. Вы попробуйте в Париже посадить без разрешения дерево, не говоря уже о том, чтобы срубить! Это считается общественным достоянием. А власть и общество там очень неравнодушны к своему достоянию.

- Интенсивное экономическое развитие создает угрозу историческим ценностям во всем мире. Поэтому появилась спасательная археология и в ряде стран она серьезно поддерживается на государственном уровне. У нас развивается это направление?

- В нашей стране катастрофически не хватает археологов. Существующие археологические экспедиции просто не в состоянии исследовать и контролировать все памятники. Что делать? Музеи должны помогать. Сотрудники нашего музея регулярно объезжают все памятники археологии на территории района и следят за их состоянием.

И опять мы возвращаемся к главному – общество должно бороться за свои культурные ценности, если ему нужна не только колбаса с картошкой.

Торговую улицу средневековой Москвы нашли во время раскопок в Зарядье>>

Елена Данилова