В Твери не пускают в рестораны в спортивной одежде

В Твери не пускают в рестораны в спортивной одежде
Общество

РИАМО - 13 сен. В рестораны Твери не пускают в спортивной одежде. И правильно делают? Рассказываем, почему дресс-код в премиальных гастрономических анклавах — это и забота, и осознанное требование современности, и дань истории.

Зачем вы идете в ресторан?

В 2022 году исследовательский холдинг «Ромир» сравнивал, как изменилась мотивация россиян при посещении «точек общепита» с 2021 года. Конечно, незначительные подвижки наблюдались, поскольку для ресторанного рынка весна-лето 2022 года стали периодом большой турбулентности. Но ключевые стимулы похода в кафе остались неизменными.

Россияне, как это и было ранее, главными поводами посещения кофеен назвали встречи с друзьями и перекус во время прогулок/свиданий, столовых — желание плотно и незатейливо, зато недорого поесть, пиццерий и закусочных — быстро перекусить или взять еду с собой. А вот в рестораны люди идут, чтобы отметить важное событие, побаловать себя высокой кухней или попробовать что-то необычное, уникальное.

В русском языке есть меткое словечко «забегаловка». В нем кроется главное отличие кафе с «быстрой едой» и полноценного ресторана. В «забегаловку» забегают. Смысл ее — насытиться быстро и бюджетно. Речь тут не идет о гастрономии, повышенном качестве продуктов, авторском подходе и прочих преимуществах концептуальных или премиальных заведений, в которых нет места суете, поверхностности и — в том числе — легкомысленным нарядам. Это в забегаловку можно забежать в шортах, но в ресторан мы идем для чего-то очень ценного, прежде всего, для нас самих, а значит, и выглядеть хотим соответственно.

Когда в девяностых в Россию пришел McDonald's он, хоть и назывался «рестораном», никого не мог обмануть. Да, это было ново и необычно, но никому бы и в голову не пришло искренне уверовать в его «ресторанность». Облачаться в шелка, чтобы отведать бургер. Мы всегда тонко чувствуем эту грань. Все это совершенно не случайно, ведь в нашей стране культура застолья всегда была важна и воспринималась с особым пиететом.

Пространство этикета

Вряд ли кто-то удивится, узнав, что одним из первых российских царей, уделивших внимание этикету, стал Петр Первый. Он открыл Европу и в прямом, и в переносном смысле, прививая русским людям «заморский» образ жизни, в том числе и манеры. По указу Петра Первого был издан свод правил «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Предполагаемый составителем этого первого в России учебника этикета был епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал ее издание сподвижник Петра, Яков Брюс.

«Не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли», «Не прилично руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести»… Это все оттуда. За столом Петр Великий советовал не хватать первым блюдо, не утирать губ рукою, не облизывать перстов, зубов ножом не чистить, не чавкать, головы над едой не чесать, а также «не проглотя куска, не говорить, ибо так делают крестьяне». Он отмечал, что «чихать, сморкать и кашлять не пригоже». А главное — писал о том, в каком виде подобает подходить к столу: «Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо». Иначе говоря, предстать к важной трапезе в ненадлежащем виде считал зазорным.

На момент публикации «Юности честного зерцала» правила эти еще нее назывались этикетом. Слово появилось уже в галантном веке при Людовике XIV. На приемах при его дворе приближенным раздавали карточки (буквально — этикетки) с указаниями, как гости должны вести себя за столом, что носить, как держаться. Отсюда и пошло название. Традиции же перекочевали в Россию во времена Екатерины Второй, которая и сама написала ряд «этикеток» в свойственной ей саркастичной манере («Дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут те в руки, то по забывчивости в карманы не класть»).

В числе правил созданного императрицей «Эрмитажного этикета» были и определенные требования к одежде: к примеру, желательно было на застолья или балы одеваться парадно, избегать мрачных тонов. Новизна и свежесть были основными требованиями для женских нарядов, для мужских — элегантность, но без вычурности, удобство и легкость в движении.

Элегантная забота

В наше время существует множество мест, где можно перекусить, не наряжаясь по всем правилам этикета, но так уж исторически сложилось, что мы воспринимаем посещение ресторана как важное событие, ради которого готовы одеваться соответствующим образом.

Консультант по ресторанному бизнесу и основатель проекта «Учебный ресторан» Наталья Шереметьева так определяет правила современного этикета:

«Ресторан требует дресс-кода. Если в пиццерию или даже модное кафе вы можете пойти в драных джинсах и футболке, а ваша спутница – в короткой юбке и кедах, в хороший ресторан вас в таком виде могут попросту не пустить. В дневное время в ресторан желательно идти в одежде делового стиля, вечером – в вечерних нарядах. И уж, конечно, не может быть и речи ни о каких шлепанцах!» – отмечает Шереметьева.

Неудивительно, что рестораны высокого стиля и вкуса с особым вниманием относятся к внешнему виду посетителей. В 2022 году знаменитая газета The New York Times вышла с большой программной статьей «Оставьте толстовку дома. Дресс-код в ресторанах возвращается». Эксперты рынка — в ответ на гневные высказывания общественности о родстве дресс-кода и расизма и дискриминации — рассказывали, почему они в эпоху максимальной толерантности и принятия вновь решили напомнить людям о внешнем виде.

Среди главнейших аргументов были, например, такие: мы создали для вас великолепный антураж, разве вам не хочется ему соответствовать? Речь также шла о взаимном уважении: всем гостям должно быть комфортно и приятно (а значит, недопустима неопрятная одежда). Говорили мастера своего дела и о том, что поход в ресторан — это важное событие, которое осознанные посетители всегда сопровождают и красивым нарядом.

Говоря совсем просто: рестораны возвращаются к дресс-коду, чтобы позаботиться о своих клиентах. Создать для них атмосферу праздника, подчеркнуть значимость момента, гарантировать присутствие в зале столь же понимающей и изысканной публики. В знаменитом ресторане Центрального дома литераторов, где бывали Иосиф Бродский, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Булат Окуджава, Михаил Зощенко, Марлен Дитрих, Джина Лоллобриджида, Александр Твардовский, Евгений Евтушенко, Бэлла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и многие другие, изначально и по сей день действует строгий дресс-код.

Или другой пример: респектабельный ресторан Cicada в Лос-Анджелесе — резиденция элегантности, которая уже больше века входит в национальный список исторических мест. Это блистательный образец ар-деко, где блистательно все: и эксклюзивные стеклянные конструкции дизайнера Рене Лалика, и наряды гостей, одетых по всем правилам black tie. Ничего удивительного, что этот ресторан стал настоящей звездой, «снявшись» в фильмах «Брюс Всемогущий», «Красотка», «Мистер и миссис Смит» и др. И сюда, разумеется, не пускают в джинсах или шортах.

Не пустят вас в кроссовках и в одно из самых знаменитых парижских заведений Maxim’s. Сюда не забегают на пять минут, сюда приходят праздновать памятные события в изысканной обстановке 20-х годов прошлого века. Построенный еще в 1893 году ресторан — это эталон высокой французской гастрономии, блестящий образец ар-нуво и неизменное место притяжения знаменитостей, которые любят тут «выгуливать» свои лучшие дизайнерские наряды.

Но вовсе не обязательно быть рестораном с вековой историей, чтобы разделять ценности элегантного подхода ко всему: к дизайну, к сервировке, к приглашению изысканно одетых гостей. К примеру, современный премиальный ресторан «Стрельна» в Екатериновке тоже очень щепетильно относится к дресс-коду. С одной стороны, того буквально требуют сами стены: открытый в воссозданном путевом дворце Петра Первого ресторан просто идеологически не мог бы обойти вниманием исторические реалии — и не вернуться к высоким устремлениям императора сделать каждое застолье высококультурным событием. С другой стороны, концепция ресторана подразумевает выбор высокого стиля во всем.

«Наш ресторан изначально создавался как точка притяжения людей с утонченным вкусом, для ценителей особого подхода к приему гостей, в котором высокая кухня, изысканный интерьер и безупречное обслуживание живут в симбиозе. Всей командой мы до мельчайших деталей продумывали образ будущего ресторана, его атмосферу, чтобы, только шагнув в наши двери, каждый сразу ощущал, что пришел в ресторан «с большой буквы», не на каждый день. Что все, что открывается за этими дверями, столь же безупречно, как и сам особняк, который заслуженно называют жемчужиной на берегу Волги», – рассказывает арт-директор «Стрельны» Оксана Коробова.

Для каждого события всегда нужно подбирать аутентичные место, время и аудиторию. Обеспечить это могут только концептуальные гастро-проекты, которые делают ставку на комфорт посетителей, высокую авторскую кухню и премиальный сервис. Предложение руки и сердца в пиццерии с колечком из пеперони или оливки может быть милым, но никогда не будет весомо. Для моментов, которыми захочется поделиться с близкими людьми, требуется нечто большее. А значит, требуется особое место.

«Серьезно подобранный образ для выхода в свет — это прежде всего уважение к себе и окружающим. В ресторанах премиум-класса максимально корректно контролируют аудиторию, атмосферность, статус. Это общепринятые мировые традиции ресторанов высокой кухни, таких как, например, Le Louis XV в Монако. Для ресторана мишленовского уровня важно на протяжении всего времени оставаться высококлассным заведением.  И пусть награда ушла из России - не стоит менять концепцию в погоне за быстрой прибылью или «назло всем звездам Мишлен». Именно стойкость позволяет подобным проектам оставаться в числе лучших представителей мировой ресторанной индустрии», — убежден бренд-шеф Антон Калатухин.

Именно в таких ресторанах, как Стрельна в Екатериновке, все продумано до малейших нюансов. А потому, отмечая юбилей или делая предложение руки и сердца, вы гарантированно окажетесь в «точке сборки», где соединятся безупречный антураж, светское общество и колоссальное уважение. И если для поддержания необходимого уровня нужно соблюдать дресс-код, что ж — пусть это будут приятные хлопоты, ведь наряжаться перед приятным вечером — еще одно отдельное удовольствие.