Энергетик оценил опасность серого экспорта нефтепродуктов для рынка внутри РФ

Энергетик оценил опасность серого экспорта нефтепродуктов для рынка внутри РФ
Экономика

РИАМО – 4 сен. История с серым экспортом энергоресурсов подразумевает нехватку предложения в масштабах всей страны, однако в реальности наблюдаются проблемы со спросом на топливо на некоторых локальных рынках внутри России, испытывающих сложности с доставкой нефтепродуктов вовремя. Об этом заявил РИАМО эксперт «ИнфоТЭК», замглавы института национальной энергетики Александр Фролов.

Ранее Минэнерго России запросило у нефтегазовых компаний информацию о производстве и поставках топлива за рубеж в рамках проработки вопроса пресечения серого экспорта.

«Серый экспорт энергоресурсов – это ситуация, когда отдельно взятые компании пользуются незапрещенной схемой, в рамках которой они покупают нефтепродукты на бирже и вывозят их из-за рубеж. Для того чтобы ограничить эту схему, биржа уже приняла некоторые изменения в правилах торговли, но по большому счету этот вопрос не имеет четко выраженного законодательного ограничения», – рассказал Фролов.

По его словам, сейчас складывается впечатление, что после того, как 5 февраля 2023 года Запад ввел эмбарго на импорт нефтепродуктов из России, вывод энергоресурсов из страны стал, как ни странно, проще. Парадоксально в этой ситуации то, что в стране есть проблемы в области поставок на внутренний рынок, которых не хватает в условиях, когда России ограничили возможность экспортировать топливо со стороны крупнейшего бывшего покупателя – Евросоюза.

По мнению эксперта, это выглядит странно, при том, что Россия невероятно профицитная страна с точки зрения производства нефтепродуктов: например, дизельного топлива производится более чем в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке.

«Было бы интересно узнать об объемах предполагаемого серого экспорта. Настолько ли они значительны, чтобы оказывать влияние на наш рынок, и не стоит ли уделять больше внимания усложнившейся транспортной составляющей, которая является сейчас одним из наиболее слабых звеньев в области снабжения нефтепродуктами?» – отметил Фролов.

Он считает, что в сложившейся ситуации исследовать и решать проблемы внутреннего энергорынка должен Минтранс, а не Минэнерго РФ.