Экономист: для остановки роста цен на топливо в РФ, нужно скорректировать налоговый маневр

Экономист: для остановки роста цен на топливо в РФ, нужно скорректировать налоговый маневр
Экономика
Нина Зотина

Фото - © Нина Зотина/РИА Новости

РИАМО - 1 сен. Стоимость бензина и дизеля в рознице растет, в южных регионах России наблюдается даже его дефицит. Одной из действенных мер в таких условиях может стать изменение налогового законодательства, заявил РИАМО доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

31 августа на Санкт-Петербургской сырьевой бирже был зафиксирован рекорд по оптовой цене на марку бензина АИ-95 – 74 тыс. рублей за тонну. Как раз накануне вице-премьер России Александр Новак сообщил о том, что правительство работает над мерами по стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива.

Розничные цены на топливо продолжают небольшой, но неуклонный рост с конца июля 2023 года. Дело в том, что на сложившуюся ситуацию влияет целая группа факторов, объясняет экономист.

Действующие на сегодняшний день условия налогового маневра для игроков российского нефтяного рынка стимулируют добычу и экспорт в большей степени сырой нефти, а не ее переработку. Особенно при нынешнем курсе рубля, который увеличивает доходность поставок на экспорт. Это создает ситуацию ограниченности предложения на внутреннем топливном рынке, при условии повышенного спроса, особенно в период сезона сбора урожая, подчеркивает Морковкин. С другой стороны, с сентября 2023 года Минфин вдвое уменьшает выплаты по механизму демпфера для игроков нефтяного рынке.

«Как итог сейчас наблюдается рекордное повышение оптовых цен на бирже и дефицит дизельного топлива в некоторых южных регионах России, крупные транспортные компании отмечали нарушение ритмичности поставок топлива, в том числе связанное с ремонтом некоторых НПЗ. И соответственно общий рост цен на все виды топлива на заправках, пока в пределах инфляции», – отмечает эксперт.

Проблема усугубляется еще и тем, что большая часть малотоннажного транспорта, используемая в грузоперевозках, и спецтехники потребляют дизельное топливо, поэтому по цепочке могут вырасти цена на транспортную логистику, а значит на многие товары на потребительском рынке, обращает внимание Морковкин.

По оценкам экспертов, изменение параметров демпфера поможет сохранить Минфину более 500 млрд рублей в российском бюджете за год. Разумеется, выполнение задачи наполнения бюджета для правительства является приоритетной, однако и возможный резкий рост цен на топливо необходимо ограничивать, говорит экономист. Так, Минэнерго России объявило о введении инструмента лицензирования экспорта нефтепродуктов и сокращении поставок нефти на внешние рынки.

Для стабилизации ситуации необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок.

«Одной из мер стимулирования переработки нефти и соответственно снижения цен на топливо могли бы стать изменения в налоговом законодательстве РФ, вплоть до временной отмены некоторых параметров налогового маневра, отсрочка платежей по НДПИ, при условии отправки сырой нефти участниками рынка на НПЗ, а значит для насыщения внутреннего рынка», – считает Морковкин.