Автоэксперт Щеглов назвал причины снижения аварийности на дорогах России

Автоэксперт Щеглов назвал причины снижения аварийности на дорогах России
Транспорт
Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

РИАМО - 5 мая. Число автомобильных аварий на территории РФ в 2022 году сократилось по 3 основным причинам: из-за подорожания запчастей, нежелания тратить средства на штрафы и улучшения качества российских дорог. К сожалению, повышение культуры вождения в них не входит, сообщил РИАМО автоэксперт Алексей Щеглов.

Итоги 2022 года и текущая тенденция

Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

«Буквально на днях Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ опубликовал обзор дорожно-транспортной аварийности по итогам 2022 года. Согласно статистике, 2022 год прошел под грифом заметного сокращения общего числа автомобильных аварий на российских дорогах, а главное – погибших в этих происшествиях людей почти на 5%. Однако 14 172 погибших в ДТП – все еще очень тревожный показатель», – заявил Щеглов.

По его словам, несмотря на положительные новости, печальным остается тот факт, что 9 из 10 ДТП произошли из-за нарушения правил дорожного движения водителями – над культурой вождения еще работать и работать.

В 2023 году позитивная тенденция по снижению уровня аварийности пока не закрепилась, отметил эксперт. Буквально с февраля текущий год демонстрирует совсем другие – печальные показатели.

«Аварийность на дорогах и число погибших в ДТП с начала года выросли почти на 3%. Негативный тренд наблюдается в 45 регионах России, причем в некоторых аварийность выросла в 1,5-2 раза. Москва, Краснодарский край и Санкт-Петербург стали 3 регионами страны, в которых за I квартал 2023 года произошло больше всего ДТП. Что касается Подмосковья, то число ДТП в регионе уменьшилось на 12,2%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, – и это самая положительная динамика в стране. Сильнее всего ситуация с ДТП ухудшилась в Тюменской области – плюс 28,7%», – пояснил Щеглов.

Причины снижения аварийности

Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

«Но вернемся к 2022 году, ведь нужно провести анализ года прошедшего, чтобы прийти к таким же положительным результатам к концу 2023 года. Уж больно много факторов сошлось в 2022-м в единой точке, позволив в итоге достигнуть хорошего результата: менее 10 погибших на 100 тыс. человек населения», – сказал автоэксперт.

Он отметил, что смертность на дорогах с 2010 года сократилась вдвое.

«Хотелось бы написать о том, что российский водитель задумался о безопасности самого себя и своих пассажиров, внял мольбам о соблюдении скоростного режима и семимильными шагами устремился в светлый путь безопасного дорожного движения. Однако это не так. Увы. Однажды мы повзрослеем, научимся ценить то, что имеем, и беречь близких. Возможно, когда-нибудь так и будет, но точно не сегодня – и статистика аварийности свидетельствует. Жаль, но причинами снижения количества аварий в 2022 году были совсем другие обстоятельства», – посетовал Щеглов.

По его мнению, первый фактор сокращения количества аварий прекрасно отражает крылатое выражение: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

«Дефицит новых автомобилей и запчастей вызвал резкий, в некоторых моментах 2- и 3-кратный рост цен на все, что так или иначе связано с машиной. Более того, многие автомобили, например, глубоко почитаемый россиянами Mercedes, сейчас просто невозможно восстановить после аварии – нет запчастей. Ни за рубль, ни за 10 – отсутствуют. Осознав новую реальность, отечественные водители начали ездить аккуратнее: бережнее относиться к транспорту, тщательнее оценивать каждый маневр, реже идти на риск», – уточнил автоэксперт.

Он добавил, что в итоге сократилось число аварий, особенно глупых и случайных.

«Причина – крайне печальная и тяжелая к восприятию, ведь так происходит не из-за осознанного желания соблюдать ПДД, а просто потому, что сейчас очень дорого восстановить свое любимое авто после аварии. Но последствия этой реальности все равно внушают оптимизм», – заявил Щеглов.

Второй истинной причиной стал рубль.

«Затягивая ремни, имеет смысл рассматривать все расходные строки бюджета: так, графа «штрафы ПДД» попала в поле зрения. Наконец-то проявил себя накопительный фактор камер фотовидеофиксации: там, где раньше махали рукой и нажимали на педаль, сейчас срабатывает колокольчик – не буду нарушать! Тем более, что количество камер растет и даже минимальный штраф в 250 рублей со скидкой может превратиться во внушительную сумму, если нарушать без оглядки», – отметил Щеглов.

Он подчеркнул, что наконец российский водитель начал осознавать: пренебрежение правилами не останется незамеченным, а будет оценено по достоинству.

«И 2022 год, когда многие пересмотрели свои статьи расходов, похоже, стал переломным: внеплановые выплаты за нарушения на дороге перевесили перышко на внутренних весах и были приняты во внимание. Причем массово. Дело за малым: взять подобный подход себе в привычку. Тем более мы уже знаем, что 9 из 10 ДТП произошли из-за нарушения ПДД водителями», – пояснил автоэксперт.

Специалисты Научного центра БДД МВД России отмечают, что надзор за дорожным движением с использованием камер фотовидеофиксации является одной из основных мер по ликвидации мест концентрации ДТП. Из общего числа происшествий в зонах контроля камер лишь 4,1% зарегистрировано на таких участках. С 2015 года данный показатель ежегодно сокращается. Такая динамика доказывает положительное влияние использования комплексов фотовидеофиксации в качестве одного из средств по ликвидации аварийно опасных участков.

«Ну, а третий пункт – это наша привычная проблема №1: дороги. А точнее – их преображение за последние годы. В 2022 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» отремонтировано 16,8 тыс. км автодорог. К примеру, силами одного только Минтранса Подмосковья за 2022 год было переложено 800 км асфальта. План на 2023 год – 1,5 тыс. км. Для сравнения – это расстояние от Москвы до Черного моря, так что для справедливой оценки достаточно просто взглянуть на карту», – сказал Щеглов.

Эксперт напомнил, что также в 2022 году открыли участок трассы М-12 во Владимирской области. Тогда зампред правительства РФ Марат Хуснуллин подчеркивал, что достигнутые в 2022 году объемы дорожного ремонта являются рекордными для страны.

Планы по дальнейшему сокращению аварийности

Николай Корешков

Фото - © Николай Корешков/РИАМО

Подводя итоги сказанного, Щеглов отметил, что к стоимости запчастей привыкнут, найдутся аналоги и наладятся поставки.

«Хочется верить, что однажды этот пункт выпадет, но останутся 2 других, которым и суждено будет вести нацпроект «Безопасные качественные дороги» к успешному финишу – снижению количества погибших в результате ДТП до 4 человек на 100 тыс. населения к 2030 году. Если дорожное строительство и «глаз свыше» не сбавят обороты и продолжат наращивать не только потенциал, но и реализацию, то однажды и в России начнут гордиться дорогами, ставя их всем в пример», – заявил он.

Но, по мнению эксперта, для этого должно пройти время: класть асфальт получается быстрее, чем доказать водителю необходимость соблюдения ПДД. Однако вектор, как показала практика 2022 года, выбран верный.