8 крупнейших кораблекрушений и морских катастроф XX века
Когда речь заходит о морских катастрофах, первой ум приходит история о «Титанике», которая легла в основу романов и художественных фильмов. Однако гибель «Титаника» не самая масштабная морская трагедия в истории. О других крупных кораблекрушениях XX века читайте в материале РИАМО.
1. «Генерал Слокам»
Американский пассажирский пароход «Генерал Слокам» затонул в проливе Ист-Ривер в Нью-Йорке в 1904 году в результате пожара, который, по одной из версий, мог возникнуть в результате выброшенной сигареты. Корабль перевозил членов общины Евангелическо-лютеранской церкви святого Марка из порта в местечко для пикника на Лонг-Айленде. На борту находилось более 1300 человек и лишь немногие из них смогли выжить.
Как выяснилось позже, на корабле отсутствовали надлежащие противопожарные инструменты, а экипаж не был готов к экстренной эвакуации пассажиров. Капитана судна Ван Шайка обвинили в преступной халатности и приговорили к 10 годам лишения свободы. Это происшествие считается одной из крупнейших морских катастроф в водах США.
Количество погибших: около одной тысячи
2. «Монблан» и «Имо»
Судьба французского военного корабля «Монблан» известна печальным взрывом в Галифаксе. 6 декабря 1917 года судно, груженное взрывчаткой, столкнулось с норвежским кораблем «Имо» в узком проливе на атлантическом побережье Канады.
Образовавшийся пожар привел к взрыву, в результате которого порт и городской район были полностью разрушены. Около двух тысяч человек погибли, еще около девяти тысяч получили ранения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, произошедших по вине человека.
В ходе судебных разбирательств «Монблан» и «Имо» признали в равной степени виновными в навигационных ошибках, приведших к столкновению и взрыву. Впоследствии пароход «Имо» отремонтировали и переименовали в «Гивернорен». В 1921 году во время рейса в Антарктику корабль наскочил на скалы и затонул.
Количество погибших: около двух тысяч
3. «Титаник»
В начале XX века британский трансатлантический пароход «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским судном в мире. 10 апреля 1912 года корабль отправился из Саутгемптона в Нью-Йорк, в свой первый и последний рейс. «Титаник» затонул в Северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля. На борту находилось 1317 пассажиров и 908 членов экипажа. Через несколько часов после происшествия спасшихся на шлюпках 712 человек подобрал пароход «Карпатия».
Обломки «Титаника» покоятся на глубине около 4 тысяч метров. Впервые их обнаружили спустя 73 года после крушения в 1985 году.
Количество погибших: около 1,5 тыс. человек
Ядерная суперторпеда российского флота «Посейдон»: что известно об оружии возмездия>>
4. «Императрица Ирландии»
После гибели «Титаника» на этот канадский пассажирский лайнер установили новейшее оборудование для обнаружения айсбергов, ведь он тоже пересекал Атлантику, направляясь из Англии в Канаду. Трагичная судьба настигла судно во время 96 рейса в 1914 году, когда «Императрица Ирландии» столкнулась с норвежским углевозом «Сторстад». Судно затонуло через 14 минут в заливе Святого Лаврентия на глубине 40 метров. Из 1477 человек на его борту выжили 463.
В ходе расследования команды пассажирского лайнера и углевоза обвинялись в несоблюдении правил движения судов на реке во время тумана.
Количество погибших:около одной тысячи
5. «Индигирка»
Советский «Титаник», перевозивший из Магадана во Владивосток грузы и пассажиров, в том числе заключенных и освободившихся после отбывания наказания, потерпел крушение 12 декабря 1939 года в результате сильного шторма и ошибки капитана. Капитан судна перепутал советский и японский маяки и судно налетело на подводные скалы у берегов острова Хоккайдо. В результате крушения погибли 745 человек, что стало одной из крупнейших катастроф в истории мореплавания.
За преступную халатность, повлекшую массовую гибель людей, капитана судна Лапшина приговорили к расстрелу.
Количество погибших: 745
Самые сильные землетрясения за последние 100 лет: от Китая и Японии до Турции и Сирии>>
6. «Ориа»
Этот норвежский пароход, перевозивший итальянских военнопленных во время Второй мировой войны, разбился на скалах в Эгейском море 11 февраля 1944 года. На борту находилось 4046 итальянских военнопленных 90 человек охраны и пассажиров, а также экипаж. Судам, сумевшим подойти к месту крушения только на следующий день, удалось спасти около 30 человек.
Количество погибших: около 4,1 тысяч
7. «Донья Пас»
Происшествие с участием пассажирского парома «Донья Пас» является крупнейшей морской катастрофой в мирное время. Гражданское судно переправляло людей из столицы Филиппин в портовый город Манилу два раза в неделю.
В результате столкновения 20 декабря 1987 года с танкером «Вектор», на котором находилось около тысячи кубометров бензина и нефтепродуктов, погибло около 4,4 тысяч человек. «Донья Пас» затонула через два часа после столкновения, танкер «Вектор» – через четыре часа. В ходе спасательной операции только 26 человек удалось спасти.
После судебных разбирательств, комиссия по расследованию сделала заявление, что на борту парома находилось более 4,3 тысяч пассажиров, хотя по официальным данным было заявлено 1583 человека. Причину трагедии объяснили халатным отношением команд обоих судов к своим служебным обязанностям.
Корабли покоятся на дне Табласского пролива на глубине 500 метров в практически неповрежденном состоянии.
Количество погибших: около 4,4 тысяч
8. «Эстония»
Крупнейшее кораблекрушение в Европе произошло в 1994 году, когда пассажирский паром «Эстония», направлявшийся из Таллина в Стокгольм, попал в сильнейший шторм. На его борту было 803 пассажира и 186 членов экипажа. В результате спасательной операции выжило около 140 человек.
Причиной гибели парома стали недостатки в конструкции и тяжелые погодные условия. Однако, расследование ведется до сих пор. Корабль остается на дне Балтийского моря на глубине около 80 метров.
Количество погибших: около 850