Россияне стали чаще жаловаться на маркетплейсы
РИАМО - 6 мар. В Минпромторге планируют обсудить претензии из-за сложностей с возвратом товаров, нехватку достоверной информации о продукции и нарушение сроков доставки на маркетплейсах. Из-за жалоб потребителей на такие магазины власти могут снова поднять вопрос об ужесточении регулирования онлайн-торговли, сообщил «Коммерсантъ».
В февральском письме директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никиты Кузнецова членам комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле сообщается о росте числа поступающих из регионов жалоб потребителей на дистанционную продажу товаров. В основном жалобы касаются работы крупных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, Avito, «Юлы», «Яндекс Маркета» и «СберМегаМаркета».
Покупатели недовольны нарушением порядка рассмотрения претензий и сложностями с возвратом товара. Также их беспокоит отсутствие достоверной информации о товаре, срыв сроков доставки и отказ от продажи.
В письме говорится, что для урегулирования проблем власти регионов предложили Минпромторгу обязать онлайн-площадки раскрывать информацию, позволяющую идентифицировать продавцов, предоставлять по запросу товарно-сопроводительную документацию и запретить односторонний отказ от продажи товаров со ссылкой на технический сбой. Предлагалось ведение промежуточных счетов. Оплата с них поступает продавцу после получения заказа клиентом. За отсутствие контроля над продавцами и товарами планируется установка ответственности онлайн-площадок.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) в 2022 году получила около 1,7 тыс. жалоб от потребителей. В большинстве случаев все разрешается в досудебном порядке, сообщил президент АКИТ Артем Соколов.
В Wildberries поддерживают использование оплаты через промежуточные счета. Площадка утверждает, что специальных мер регулирования не требуется, потому что основные вопросы успешно решаются в диалоге. Остальные участники рынка комментарии не предоставили.
Ранее было зафиксировано, что маркетплейс Wildberries удвоил оборот. По итогам года он превысил 1,5 трлн рублей. В 2022 году покупатели приобрели почти 2 млрд единиц товара, что на 81% больше, чем в 2021-м.
Как сообщили РИАМО в пресс-службе «Авито», большая часть пунктов, обозначенных в данном документе, уже регулируется действующим законодательством. При этом «Авито» самостоятельно внедряет инструменты и алгоритмы, которые защищают пользователей, —механизмы верификации телефонных номеров и другого комплекса проверок с последующей выдачей специальных цифровых бейджей.
«На нашей платформе действует механизм безопасной сделки – «Авито Доставка», в рамках которой обеспечивается максимальная прозрачность сделки, а денежные средства замораживаются на специальном безопасном счете до того момента, пока покупатель не заберет товар и не подтвердит, что он ему полностью подходит. В том случае, если товар не подошел, предусмотрена возможность возврата - стоимость товара и доставки в этом случае полностью возвращается на счет покупателя», — сказали в пресс-службе.