Историческая реконструкция: игра «в войнушку» или ожившая история

Историческая реконструкция: игра «в войнушку» или ожившая история
Истории
Ступинское ИА, Сергей Демянюк

Фото - © Ступинское ИА, Сергей Демянюк

Приближается День Победы - праздник, который широко освещается участниками клубов исторической реконструкции. 23 апреля в Музее истории танка Т-34 на Дмитровском шоссе, пройдет большая битва - реконструкция эпизода одного из сражений времен Великой Отечественной, в котором примут участие клубы из Подмосковья, Костромы, Ярославля, Владимира и других городов. Кто такие реконструкторы и в чем их миссия, во сколько обходится жизнь в ушедшей эпохе, и что скрывается за кулисами фестивалей, РИАМО рассказал руководитель военно-исторического клуба «Третий полк» Павел Харитонов.

Ветеран ВОВ Екатерина Волчкова: про бомбежки, колокольный плач и голод>>

Хобби, которое затягивает

Фото: Ступинское ИА, Сергей Демянюк

«С реконструкцией меня познакомила профессия. Я – фотограф. В течение многих лет освещал различные военно-исторические фестивали. Но кто знает, превратился бы я из наблюдателя в полноправного участника, если бы не сын! Когда моему старшему исполнилось десять, мы с женой всерьез озадачились, каким полезным занятием его можно увлечь. И поскольку незадолго до этого я вернулся с очередного фестиваля, подумал, а почему бы не попробовать военно-историческую реконструкцию», - рассказывает Павел Харитонов.

Члены исторических клубов поддержали энтузиазм Павла, но сразу предупредили: детям разрешено участвовать в реконструкциях только с родителями. В итоге новое хобби старшего сына не очень заинтересовало, зато папа втянулся. Несколько лет спустя темой Великой Отечественной Войны увлекся его младший сын. Вместе они участвовали в военно-исторических фестивалях по всей России, побывали в Эстонии и Белоруссии.

«Реконструкция – хобби коварное: оно невероятно сильно затягивает. Стоит принять участие в одном фестивале, и ты уже вряд ли останешься от остальных в стороне», - признается Павел.

Увлечение реконструкцией подарило ему дружбу с интересными, умными и добрыми людьми. У него появились друзья на всех континентах, кроме, пожалуй, Африки.

Военно-историческая реконструкция битвы ВОВ в Рузском районе. ФОТОЛЕНТА>>

На фронтах Великой Отечественной

Фото: Фотобанк МО, Сергей Демянюк

Тема ВОВ была близка Павлу с самого детства. Он вырос в военном городке, вместе с дедушкой, который прошел всю войну от Сталинграда до Калининграда, был командиром взвода в дивизии, и бабушкой, служившей в частях ПВО. Неудивительно, что в школе будущий реконструктор увлекся историей. Этот интерес окреп в 90-х.

«Помните тот период, когда стала массово забрасываться противоречивая информация о войне? В какой-то момент мне страстно захотелось самому разобраться, где ложь, а где правда, и я засел за архивы, стал читать книги, собирать по крупицам собственное представление о войне», - объясняет Харитонов.

По его словам, многим зрителям кажется, что реконструкция – это такая игра «в войнушку» для взрослых дядей.

«Не спорю, скакать по окопам с автоматом наперевес – дело занятное, но абсолютно не главное. Сам момент реконструкции боя даже не вторичен - это лишь верхушка огромного айсберга. А движет реконструкторами мощный и ненасытный интерес к истории родного народа. Нам интересно, как и чем жили наши деды, почему стал возможен великий подвиг, каковы слагаемые неукротимого русского духа. Нам любопытно примерять на себя жизнь наших предков. Ведь, понимая их, мы лучше понимаем себя», - отмечает руководитель клуба «Третий полк».

По наблюдениям Павла, современные школьники очень мало знают о Великой Отечественной войне. По его мнению, отчасти в этом виновато несовершенство школьной программы.

«Те исторические знания, которые я получил в свое время в школе, были в разы больше того объема, который дается детям сейчас. Неудивительно, что порой доходит до смешного – дети не знают, как выглядели солдаты Красной Армии и вооруженные силы нацистской Германии! Один из самых популярных вопросов, которые все чаще можно услышать: «Кто здесь «свой», а кто «чужой»?», - рассказывает Харитонов.

Опытные реконструкторы с удовольствием учат молодое поколение тому, что знают сами: подробно рассказывают о войне ребятам в рамках фестивалей, проводят уроки «живой истории» в школах. Ведь одно дело - прочитать сухие факты в школьном учебнике, и совершенно другое – увидеть, потрогать и даже примерить форму и снаряжение тех лет, отмечает глава клуба.

Историческая реконструкция боя 1941 года в Одинцовском районе. ФОТОЛЕНТА>>

Слуги истории

Фото: Ступинское ИА, Сергей Демянюк

«Зрители часто интересуются, охотно ли реконструкторы играют за немцев и легко ли им «умирать». Среди моих знакомых есть люди, которые занимаются исключительно реконструкцией Красной Армии, и есть и те, в арсенале которых – только германский комплект снаряжения. Такой выбор ни в коей мере не связан с политическими воззрениями и убеждениями. Ведь реконструкторы – это, прежде всего, историки. И выбор некоторых участников отражает лишь то, что человек сконцентрирован на изучении определенного пласта событий», - говорит Павел.

Люди, которые занимаются реконструкцией, отбрасывают идеологическую составляющую. Так, реконструирующие Красную Армию - не коммунисты, играющие роли германских солдат – далеки от нацизма.

«Реконструкторы служат Истории и Объективности. Их задача – пристально смотреть на события под разным углом. Людей, которые реконструируют только одну из сторон, немного. Большинству из нас приходилось бывать по обе стороны «линии фронта», - отмечает Харитонов.

По его словам, не каждый может стать реконструктором.

«К нам часто приходят ребята, которых привлекает исключительно внешний антураж мероприятий. Им хочется побегать и пострелять. Но эту нишу вполне успешно занимает страйкбол, и за острыми ощущениями лучше обращаться туда. В военно-исторических клубах собираются люди, для которых важен, прежде всего, интерес к истории», - подчеркивает глава клуба.

По его словам, каждая реконструкция строго подчинена сценарию, который разрабатывается за несколько месяцев до мероприятия. О том, какая им уготована судьба по сценарию, люди узнают порой, лишь приехав на фестиваль.

«Если тебе говорят, что твой взвод идет первым в атаку и погибает, это значит, что остальные 50 минут реконструкции ты будешь лежать «убитым» без возможности пошевелиться. И даже не сможешь наблюдать за ходом сражения. Мы воспринимаем необходимость «умирать» философски. Как и в жизни, это всего лишь вопрос воли случая». - делится Павел.

Историческая реконструкция боя Великой Отечественной войны в Ступине>>

«Поле боя» пострадало от кризиса

Фото: Ступинское ИА, Сергей Демянюк

К сожалению, экономический кризис добрался и до реконструкторов. В 2016 году по финансовым причинам отменен крупнейший военный фестиваль в России «Поле боя», который много лет подряд проводился в Волоколамском районе Московской области. В прошлом году это масштабное событие собрало 1300 реконструкторов из 110 военно-исторических клубов, а также 19 тысяч зрителей. Гости съехались не только из России и стран ближнего зарубежья, но и Великобритании, США, Израиля, Китая, Японии.

«Пожалуй, это была самая интернациональная реконструкция из всех, в которых мне довелось участвовать», - вспоминает глава клуба «Третий полк».

Зрители своими глазами увидели, как движется и работает боевая техника, узнали, как и в каких условиях трудились связисты, танкисты, летчики и врачи.

«В плане патриотического воспитания и развития исторической грамотности мероприятие было бесценным. Очень надеюсь, что в следующем году эта знаковая реконструкция вновь состоится», - добавил реконструктор.

Масштабная историческая реконструкция в Ногинском районе. ВИДЕО>>

Снаряжение и техника

Фото: Ступинское ИА, Сергей Демянюк

Военно-историческая реконструкция – занятие довольно затратное. Все снаряжение и обмундирование участники приобретают за свой счет. С развитием интернета услуги стали доступнее. Появились компании, которые шьют военную форму маленькими партиями на заказ. А вот снаряжение участники стараются использовать не «новодельное», а «родное», ведь кожаные и брезентовые вещи тех лет дадут фору по качеству современным аналогам. Но и стоят такие вещи недешево.

«Если подсчитать, сколько я вложил в увлечение за последние 8 лет, то мог бы давно приобрести новенькую иномарку. А ведь у меня еще не самая большая статья расходов! Вот энтузиасты, воссоздающие по чертежам технику времен Великой Отечественной, тратят невероятное количество сил, средств и времени», - признается Павел.

Самые дорогие гости на фестивалях исторической реконструкции – ветераны. «С каждым годом их становится меньше, и это безумно горько. Но когда я вижу в их глазах благодарность – за то, что помним сами и не позволяем забыть другим – я понимаю: мы все делаем правильно!», - говорит Харитонов.

Фестиваль исторической реконструкции на Боровском кургане в День молодежи. ФОТОЛЕНТА>>

Ксения Стеценко