Новый порядок «растаможки» машин: почему автомобили в России подорожают с 1 апреля 2024

Новый порядок «растаможки» машин: почему автомобили в России подорожают с 1 апреля 2024
Акценты
Кирилл Брага

Фото - © Кирилл Брага/РИА Новости

Рост цен на автомобили, ввезенные по параллельному импорту через страны ЕАЭС, произойдет с 1 апреля 2024 года после введения нового механизма таможенных сборов. Почему он изменится, читайте в материале РИАМО.

Импортные потоки автомобилей станут прозрачнее и… дороже

Виталий Аньков

Фото - © Виталий Аньков/РИА Новости

В 2023 году на страны ЕАЭС пришлась пятая часть всего импорта новых легковых автомобилей или 707 тысяч единиц. Из них 8% ввезли через Киргизию, 6% – через Казахстан, 2% – через Белоруссию и 1% – через Армению. В то же время Китай обеспечил почти 80% поставок.

С 1 апреля 2024 года в странах Евразийского экономического союза – России, Белоруссии, Армении, Казахстане и Киргизии – должна начать действовать единая система управления рисками (СУР), направленная на повышение прозрачности импортных потоков, напоминает доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Дмитриева.

«Предполагается, что в СУР создадут профиль для каждого риска товаров. Если выяснится, что цена ввезенного автомобиля ниже указанной в профиле, таможенные органы ЕАЭС должны будут начать проверки», – комментирует эксперт.

Таким образом, вступают в силу новые правила, касающиеся таможенного оформления автомобилей, растаможенных в странах Евразийского экономического союза.

«Правительство с 1 апреля 2024 года фактически закрывает канал ввоза автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС – в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане. Теперь налоги и сборы, недоплаченные из-за занижения таможенной стоимости таких машин, будут учитываться в составе утилизационного сбора», – констатирует Дмитриева.

Напомним, что сейчас ввозить машины по параллельному импорту через страны ЕАЭС дешевле, чем напрямую в Россию. Поэтому после 1 апреля цена автомобилей из Китая, ввезенных, например, через Киргизию, увеличится на сотни тысяч рублей. Не секрет, что растаможивание в РФ гораздо дороже, чем в странах ЕАЭС.

Читайте также: Авторынок России: дефицита нет, но по доступной цене автомобиль не купить>>

За новый порядок растаможивания машин заплатят российские автолюбители

Виталий Аньков

Фото - © Виталий Аньков/РИА Новости

Утильсбор обязателен для уплаты как физическими, так и юридическими лицами, напоминает доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

«Это позволит предотвратить ситуации, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают несправедливое преимущество перед автовладельцами, совершающими импортные операции уже в России и полностью уплачивающими необходимые налоги и сборы», – объясняет эксперт.

Контроль за корректностью расчета утилизационного сбора будет осуществляться Федеральной таможенной службой РФ. Начисление неуплаченных налогов и сборов, которые впоследствии включены в состав утилизационного сбора, будет осуществляться в соответствии с формулой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Для автомобилей с электрическим двигателем, ввозимых из стран ЕАЭС, выработано обязательное требование проведения процедуры растаможивания на территории России, отмечает Морковкин.

Новые правила вступят в силу с 1 апреля 2024 года. Для граждан и компаний, ввозящих автомобили из стран ЕАЭС и растаможивающих транспорт непосредственно в России, никаких изменений не предусматривается, добавляет эксперт.

«Введение нового порядка растаможивания автомобилей призвано создать равные условия для всех граждан и компаний, ввозящих транспортные средства в Россию, однако увеличит конечную стоимость автомобилей, ввозимых в РФ из ЕАЭС по параллельному импорту», – резюмирует экономист.

Читайте также: Китайский автопром в российских реалиях: сломанные педали, севшие аккумуляторы и ржавчина>>