Авторынок России: дефицита нет, но по доступной цене автомобиль не купить

Авторынок России: дефицита нет, но по доступной цене автомобиль не купить
Акценты
standret

Фото - © standret/Freepik

Весь 2023 год до сентября российский автомобильный рынок восстанавливался хорошими темпами. Параллельно развивалась система логистики по завозу запчастей. Осенью ситуация изменилась, причем произошло это под влиянием сразу нескольких факторов. Что происходит с авторынком сейчас и можно ли ждать снижения цен на машины в России, читайте в материале РИАМО.

Почему упали темпы продаж автомобилей в России и к чему это привело

Фото - © Сайт администрации г.о. Реутов

Осенью 2023 года случилось сразу несколько событий, повлиявших на российский авторынок, констатирует к.э.н., доцент кафедры управления транспортными комплексами ГУУ Артем Меренков.

Во-первых, рост ключевой ставки привел к снижению доступности кредитов, а каждый второй новый автомобиль покупается в кредит.

Во-вторых, вырос утилизационный сбор, который является достаточно серьезной составляющей в конечной цене розничных автомобилей в России, что привело к увеличению цен.

В-третьих, стал ограничиваться параллельный импорт.

«Совокупность этих факторов остудила потребителей и снизила темпы продаж. В результате получилась некая "ресинхронизация" логистики и экономики. Автомобилей стало много, то есть на сегодняшний день дефицита автомобилей нет, но при этом есть дефицит доступных, относительно дешевых автомобилей для массового потребителя», – подчеркивает эксперт.

На сегодняшний день в результате падения продаж машин стоки (склады с автомобилями) оказались затоварены, запасы автодилеров достигли максимума с начала 2022 года.

Как соотносятся российская экономика и объемы автомобилей

Евгений Одиноков

Фото - © Евгений Одиноков/РИА Новости

На сложившуюся ситуацию также влияет продолжающееся несоответствие ситуации в экономике страны и объемов машин.

Сейчас динамика по январю по продажам уже несколько хуже, чем в январе прошлого года, отмечает Меренков.

«Если за 2023 год продажи составили 1,3 миллиона штук, то в этом году средний прогноз – это 1,1-1,3 миллиона штук в лучшем случае», – говорит эксперт.

При этом планы автопроизводителей на 2024 год составляют порядка 1,7 миллиона авто: АвтоВАЗ говорит о 500 тысяч авто, Китай даст порядка 1,2 миллиона штук суммарно от производства на территории России и привезенных авто.

«То есть у нас вновь наблюдается переизбыток автомобилей, при том что рынок не растет, экономическая ситуация в виде ключевой ставки не меняется, а значит, давление на рынок будет еще больше увеличиваться», – резюмирует эксперт.

Будут ли акции на автомобили в 2024 году

Рамиль Ситдиков

Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Сложилась ситуация, когда стоки уже затоварены, а хранить автомобили, как известно, дорого. Значит, единственный выход – стараться сбывать товары быстрее и освобождать место для новых авто.

«Как сбывать автомобили при высокой цене? Нужны скидки, акции, подарки. Считается, что такая ситуация продлится где-то ближайшие 2-3 месяца, пока стоки не будут распроданы», – говорит Меренков.

По его мнению, цены, скорее всего, не будут снижаться, потому что для этого нет оснований. Будет только тактическая корректировка стоимости с помощью скидок и акций, а стратегическая корректировка цен возможна только за счет снижения ключевой ставки, удешевления логистики и ряда других мер, считает эксперт.

Авторынок РФ делает крен в сторону машин с пробегом

Рамиль Ситдиков

Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

В такой ситуации потребители все чаще обращают внимание на рынок автомобилей с пробегом. То, что структура рынка меняется, подтверждают и данные Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Действительно, автомобильных сделок достаточно много, но на новые автомобили их проходит меньше, отмечает Меренков.

По его мнению, оптимальной ценой автомобиля в настоящее время можно считать цифру в 1,3 млн рублей. Президент РОАД Алексей Подщеколдин отметил, что если сделать автомобиль седан за эту стоимость, то это будет суперпродаваемая модель.

Это как раз такая машина, которую хочет потребитель, но не может купить среди новых автомобилей, так как цена сейчас превышает два миллиона рублей. В таких условиях логично, что россияне переходят на автомобили с пробегом, где как раз средняя цена машины составляет 1,3 млн рублей, подчеркивает Меренков.