Последний троллейбус: транспортная революция или большая потеря для Москвы

Последний троллейбус: транспортная революция или большая потеря для Москвы
Акценты
Pavel Kazachkov

Фото - © Pavel Kazachkov/Flickr.com

Москвичи 29 января выйдут на защиту московского троллейбуса. Воскресный митинг на Суворовской площади призван привлечь внимание горожан к планам столичных властей заменить большую часть троллейбусов автобусами в связи с дороговизной содержания контактной сети. Нужен ли троллейбус в Москве, и как модернизируют этот вид общественного транспорта в разных странах мира, выяснял корреспондент РИАМО.

Московский троллейбус. Викторина>>

Троллейбусная столица

сайт ГУП Мосгортранс

Фото - © сайт ГУП Мосгортранс

Троллейбус для Москвы – исторический вид транспорта, он курсирует в столице с 1933 года. Вспоминается известная песня Булата Окуджавы: «Последний троллейбус, по улице мчи – верши по бульварам круженье…».

«Наш город имеет обширную троллейбусную сеть – порядка 960 километров одиночного контактного провода – и является троллейбусной столицей мира», - отмечает экс-член Общественного совета при ГУП «Мосгортранс» Сергей Мизеркин.

Активисты опасаются, что троллейбус навсегда уйдет из Москвы.

«Для Москвы троллейбус – это историческое наследие, символ города. В Англии же не сносят красные телефонные будки и не ликвидируют двухэтажные автобусы, ставшие визитной карточкой этой страны», - говорит эксперт.

Ранее власти Москвы заявили о планах пустить вместо троллейбусов автобусы, так как замена устаревших троллейбусных линий – слишком затратное мероприятие.

Парад ретро-троллейбусов в Москве.ФОТО>>

Экологичный транспорт

Между тем, во многих странах Европы троллейбус очень ценят. К примеру, в Швейцарии он является основным видом транспорта в крупных городах, в то время как автобусы в основном курсируют в пригородах. Швейцарцы вообще помешаны на экологии и всячески ратуют за новинки, позволяющие сохранить чистый воздух.

Местные изобретатели на радость пассажирам недавно представили новое детище — бесконтактный троллейбус Tosa, который уже успешно курсирует по Женеве. Этот вид общественного транспорта не нуждается в постоянном контакте с источником электроэнергии и работает от зарядок, которые располагаются на маршруте.

В белорусском Гродно также недавно был запущен первый бесконтактный троллейбус. Зарядки хватает на 15 километров, что позволяет проехать примерно половину маршрута. На новые троллейбусы не нарадуются как водители, которые отмечают их повышенную маневренность, так и чиновники. Пусть обходится такой троллейбус и дороже «рогатых» собратьев, зато позволяет сэкономить до 30% электроэнергии.

Беспроводные троллейбусы курсируют также в Южной Корее, Великобритании, Китае. Кстати, старейшему троллейбусному маршруту Шанхая недавно исполнилось 100 лет. Некоторое время назад власти Пекина пытались заменить троллейбусы автобусами, но в мегаполисе этот опыт привел к значительному ухудшению экологии. Сейчас китайцы стараются всячески развивать этот вид транспорта и в скором времени планируют запустить около 20 новых троллейбусных маршрутов вдобавок к 16 существующим. Вместе с тем в стране активно используются и электробусы.

Сегодня крупнейшая троллейбусная сеть Евросоюза находится в Афинах, где по 23 маршрутам курсирует около 366 машин, многие из которых были заменены на модернизированные аналоги в преддверии Олимпийских игр 2004 года. При этом на родине троллейбусной инфраструктуры – Германии этот вид транспорта был вытеснен трамваями, а в Афинах произошла обратная ситуация: в 1960 году трамвайное сообщение было ликвидировано, а взамен пущены троллейбусы.

Московский трамвай: самые старые линии и известные маршруты>>

Троллейбус плюс автобус равно электробус

ПАО "КАМАЗ"

Фото - © ПАО "КАМАЗ"

«Очевидно, что спустя 5-10 лет общественный транспорт крупных городов начнет переходить на электрические автобусы, которые будут сочетать в себе мобильность обычного автобуса и экологичность троллейбуса.», - считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

В Москве этот вид транспорта уже проходит обкатку.

По мнению эксперта, троллейбус в том виде, в котором существует в Москве сейчас, является крайне неудобным и медленным. Контактная сеть и троллейбусный парк давно не модернизировались. Поэтому этот вид транспорта необходимо усовершенствовать, считает Шкуматов.

«Технологии различных видов комфортного электрического транспорта существуют, но надо понимать, насколько они перспективны», - отметил он.

По мнению Шкуматова, у электробуса много преимуществ: он не привязан к контактной сети, экологичен, электрические двигатели неприхотливы в обслуживании, заряжается такая техника очень быстро.

Эксперт уверен, что содержать разнородный парк с троллейбусами, автобусами, трамваями, микроавтобусами очень дорого. Он предлагает постепенно переходить на электробусы.

«Стоит отметить, что в Китае в момент введения электробусов троллейбусные линии не демонтировались, их аккуратно отодвинули в стороны. И пустили электробусы. А спустя 12 лет, проанализировав пассажиропоток и затраты на обслуживание электробусов, китайцы возродили несколько троллейбусных линий», - рассказал начальник 5-го района контактных сетей службы энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» Владимир Гер.

Что такое электробус: экспресс-зарядка и никакого мошенничества>>

Дуобус или подземный троллейбус

https://uk.m.wikipedia.org

Фото - © https://uk.m.wikipedia.org

Троллейбусы широко распространены не только в Европе и Азии, но и в Северной Америке. Они курсируют в канадском Ванкувере и городах США – Бостоне, Дейтоне, Сиэтле и Филадельфии. Причем многие троллейбусы там оснащены специальными креплениями для велосипедов, которые позволяют освободить место в салоне.

Еще один вид троллейбуса – подземный. Так, в Бостоне, помимо обычной уличной троллейбусной линии, существует подземная, которую называют серебряной. По ней ходят «дуобусы», которые могут питаться как от контактной сети, так и от обычного двигателя. Линия «дуобуса» представляет собой два туннеля и три пассажирских станции. Под землей этот транспорт работает от токоприемников, а на поверхности убирает «рога» и превращается в автобус.

В апреле 1996 года две подобные подземные троллейбусные линии были введены в Японии между городами Тотеямой и Омати.

«Подземные троллейбусные линии, скорее, экзотика, чем острая необходимость. Но не вижу причин для того, чтобы не оснастить подобной сетью столицу. Есть же в Волгограде скоростной подземный трамвай», - говорит экс-член Общественного совета при ГУП «Мосгортранс» Сергей Мизеркин.

При этом, по его мнению, полностью ликвидировать троллейбусы ради такой «сырой» технологии, как электробусы, нецелесообразно. Аккумуляторы нужно менять раз в пять лет, а для их подзарядки необходимо тянуть новую ЛЭП. Для бесконтактных троллейбусов также требуется провести линии «питания». Производятся аккумуляторы для электробусов из редких металлов, которые нужно будет утилизировать, однако об этом сейчас никто не думает, добавил Мизеркин.

«Некоторых не устраивает то, как выглядят контактные сети, но ведь их же можно развесить аккуратно, по примеру стран Западной Европы. А на Тверской, к примеру, восстановить исторический вид контактной линии, отреставрировать кронштейны со звездами», - предлагает эксперт.

Москва‑2117 – какой футурологи видят столицу через 100 лет>>

Идеальный троллейбус

Иванна Боровец

Фото - © Иванна Боровец/РИАМО

«Зарубежные специалисты сходятся во мнении, что самым оптимальным вариантом является развитие контактно-аккумуляторных троллейбусов, которые 75% времени работают от контактной сети, а 25% - автономно», - отмечает Владимир Гер.

По его словам, для идеального скоростного режима такого вида транспорта достаточно будет модернизировать контактные линии, установить скоростные стрелки, и троллейбус будет двигаться намного быстрее автобуса, не отравляя при этом жизнь москвичей.

«Что касается бесконтактных троллейбусов, то их можно тестировать в Новой Москве, где будет возможность без проблем установить специальные зарядные станции. Так поступили в Швейцарии, введя экспериментальный маршрут бесконтактного троллейбуса в местности, не оборудованной контактными линиями», - добавил Гер.

Кроме того, по мнению эксперта, сейчас крайне непрактично полностью убирать троллейбусные линии в столице потому, что некоторые из них недавно были модернизированы в ходе реконструкции московских магистралей и могут прослужить еще 25-30 лет.