Грузовой перевал: как на Подмосковье сказался запрет проезда фур по МКАД

Грузовой перевал: как на Подмосковье сказался запрет проезда фур по МКАД
Акценты
Рамиль Ситдиков

Фото - © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

МОСКВА, 2 сен - РИА Новости. Весной власти Москвы запретили грузовикам въезжать на МКАД днем в надежде решить проблему пробок, которая остро стоит в городе. Однако опрошенные РИА Новости эксперты и участники дорожного движения считают, что за 4 месяца с транспортными заторами в полной мере справиться не удалось.

Зато в Подмосковье проблем прибавилось: фуры скапливаются на подъездах к МКАД и дорогах городов в ожидании возможности въехать в столицу ночью. В результате этого в регионе пробок прибавилось, экологическая ситуация начала ухудшаться, а стоимость доставляемых товаров – расти.

О том, как решают новые проблемы власти Московской области и дальнобойщики, выяснил корреспондент портала "В Подмосковье".

В ноябре прошлого года, когда принималось решение об ограничении движения большегрузного транспорта на МКАД, глава столицы Сергей Собянин отметил, что 30% машин, движущихся по трассе, грузовые. Власти заявили, что если распределить и лимитировать столь интенсивный поток грузовиков, дорожная ситуация в пределах МКАД улучшится: освободится место для легкового и общественного транспорта, станет меньше ДТП, снизится нагрузка на экологию.

Разгрузили МКАД, загрузили область?

Эксперты оценивают результаты предпринятых столичными властями мер неоднозначно, но лишь немногие говорят о несомненном успехе. Так, заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков считает, что уже можно говорить о снижении транспортной напряженности на МКАД.

"Это подтверждают как исследования, которые проводил департамент транспорта Москвы, так и визуальные наблюдения: чтобы фуры двигались по кольцу (МКАД – ред.) в два ряда - такого больше нет. Ситуация с пробками стала немного легче, грузовой трафик снизился. Правда, необходимо учитывать фактор сезонности. Окончательную картинку мы получим осенью, тогда можно будет провести мониторинг", - отмечает он.

Однако, по мнению аналитика сервиса Яндекс.Пробки Леонида Медникова, запрет не оказал существенного влияния на движение по МКАД, периодические же улучшения связаны с благоприятными погодными условиями или периодами, когда на дорогах меньше машин (например, во время длинных майских выходных).

"В утренние и вечерние часы пик загруженности МКАД по-прежнему соответствует общему уровню в городе. Вероятно, в часы пик большую часть потока составляют личные автомобили, и ограничение въезда для фур не способно серьезно повлиять на ситуацию", - считает эксперт.

Узнайте, как получить пропуск на въезд грузовика на МКАД>>

Руководитель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко также полагает, что ничего не изменилось, и "это было предсказуемо".

"Те, кому необходимо доставлять груз для Москвы в дневное время, естественно, будут в нее заезжать, как и прежде. А большинство транзитников как обходили, так и будут обходить столицу. Весь транзит уже давно на большой и малой бетонках (трассы А-107 и А-108 – ред.)", - говорит он.

Несомненно лишь то, что большегрузы, которые ушли с МКАД, перераспределились по дорогам Московской области, что создало для региона большие проблемы, отмечают эксперты.

"Введенное правительством Москвы ограничение усилило поток грузового автотранспорта по большому и малому московским кольцам, что усугубило ситуацию на железнодорожных переездах", - заявил РИА Новости министр транспорта Московской области Александр Зайцев.

Слова министра подтверждает и эксперт Андрей Мухортиков.

"Есть и побочный эффект – увеличилась нагрузка на Подмосковную дорожную сеть, на малое и большое кольца. Бетонки традиционно проблематичные из-за железнодорожных переездов. А здесь еще и фуры прибавились", - отмечает он.

Узнайте, когда пропуски на МКАД будут выдавать только в электронном виде>>

Валерий Войтко, в свою очередь, отмечает, что ограничения приводят к увеличению количества грузового транспорта малой и средней тоннажности, а это также провоцирует рост цен на товары.

"Если будет больше машин, понадобится больше водителей и увеличится объем погрузочно-загрузочных работ – это дополнительные затраты и, соответственно, возрастание цены товаров", - поясняет он.

Увеличение малотоннажного транспорта, по мнению Войтко, негативно сказывается и на экологии.

"Одна фура вместимостью 20 тонн на 100 километров расходует порядка 40 литров топлива. Если ей на смену приходят пять "бычков" (грузовиков малой тоннажности – ред.), которые все вместе потратят 100 литров солярки, то мы получаем в два с половиной раза больше выбросов", - поясняет эксперт.

Вся надежда на ЦКАД

Разгрузить подмосковные трассы от фур, по мнению экспертов, позволит Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), первая очередь которой должна быть запущена уже к 2018 году.

"ЦКАД – это самое ключевое решение проблемы скопления большегрузов. Ведь этот проект будет стимулировать вынос логистической инфраструктуры в зону 30-50 километров от Москвы", - говорит Мухортиков.

С ним соглашается и Войтко.

"Дороги в московском регионе носят радиальный характер, а должны быть хорды между ними. Если будет построена ЦКАД, потоки фур распределяться по разным направлениям на расстоянии 40 километров от столицы. Но очень важно начать постепенно выводить объекты логистики в зону ЦКАД", - отмечает он.

Читайте мнение экспертов: что Москве хорошо, то области плохо>>

Решение проблемы власти региона видят и в строительстве стоянок, на которых грузовики могли бы дожидаться времени, когда смогут въехать в столицу. Ведь когда вводились ограничения, специалисты прогнозировали, что водители фур будут останавливаться вдоль обочин федеральных дорог и на улицах городов.

"В первые месяцы после введения ограничений наблюдались скопления большегрузного автотранспорта вдоль обочин автодорог. В настоящее время данные остановки не носят массового характера, и проявляются только в "пиковые часы" (21.00-22.00 - ред.), когда наступает разрешенное время проезда по МКАД", - сообщил министр транспорта Подмосковья Александр Зайцев.

Сейчас вдоль автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Московской области, обустроено порядка 120 стоянок на три тысячи машиномест. Больше всего - на трассах М1 "Беларусь", М4 "Дон", М5 "Урал", М9 "Балтия", М10 "Россия". Наименьшее количество стоянок расположено на М3 "Украина", М7 "Волга", М2 "Крым".

Однако дальнобойщики отмечают, что парковки расположены неудобно, их устраивают там, где есть свободные участки.

Узнайте, сколько составит стоимость парковки на стоянках для фур>>

"Можно построить сколько угодно стоянок в районе Солнечногорска, но они важнее на бетонке, где их нет вообще. Чаще всего стоянка для большегрузов представляет собой лишь огороженный кусок земли: нет ни кафе, не туалетов", - говорит Войтко.

Однако, по словам Зайцева, специализированные стоянки имеют полный комплекс услуг дорожного сервиса. Водитель, находясь на такой стоянке, может поесть, помыться, отдохнуть, отремонтировать свое транспортное средство.

"Чего нельзя сказать про площадки отдыха водителей вместимостью 10-12 машиномест, которые зачастую кроме туалета и мусорного контейнера ничем больше не оборудованы", - отмечает он.

Некомфортабельные площадки малой вместимостью бесплатные, это и является реальной причиной их популярности. Потому они переполнены, тогда как большие стоянки с придорожным сервисом заполнены всего наполовину, отмечают в Минтрансе Подмосковья.

"Данное положение вещей можно объяснить летним периодом, когда водитель может довольствоваться минимальным сервисом, а зачастую полным его отсутствием, останавливаясь просто на обочине, там, где ему удобно. По нашим прогнозам, с наступлением осенне-зимнего периода наполняемость специализированных стоянок должна значительно увеличиться", - заявляет Зайцев.

По оценкам властей, на территории Подмосковья для фур дополнительно необходимо оборудовать еще около восьми тысяч машиномест. Как сообщили РИА Новости в Минтрансе, до конца 2013 года в Московской области будет построено 10 автопортов (стоянок с придорожной инфраструктурой), каждый на 150-200 машиномест. Три из них уже открыты в июле.

Читайте мнение экспертов о ЦКАД>>

Однако дальнобойщики уже приноровились обходиться без специальных парковок для фур.

"Водители планируют свои маршруты так, чтобы в московском регионе находиться как можно меньше. Их машины отстаиваются на самой границе Московской области и подъезжают к столице к 10-11 часам вечера. А ночью они въезжают на МКАД," - объясняет Войтко.

По подмосковным дорогам водители фур пока что могут передвигаться круглосуточно. Введение ограничений на въезд грузового транспорта, которые ряд специалистов предлагает организовать в Подмосковье по примеру столицы, в областном Минтрансе считают преждевременным.

Сергей САВИН