Кризис и культура: почему москвичей потянуло на лекции и в музеи

Кризис и культура: почему москвичей потянуло на лекции и в музеи
Акценты
сайт мэра и правительства столицы

Фото - © сайт мэра и правительства столицы

Тяга к прекрасному у московской публики в период кризиса растет. При этом отмечается рост посещаемости не только крупных музеев и популярных выставок, но и камерных лекций, неформальных дискуссий на темы науки и искусства. Чем обусловлены новые форматы культурного досуга в Москве, и насколько эта тенденция связана с желанием людей сэкономить, выяснял корреспондент РИАМО.

Майские в Подмосковье: «подмосковная Швейцария» и active trip>>

Кружки по интересам

Фото: группа «Музей Москвы» «ВКонтакте»

По данным официального портала мэра и правительства Москвы, посещаемость музеев столицы в последние годы выросла почти вдвое — с 4,7 миллиона в 2010 году до более чем 8 миллионов в 2015 году.

Музеи становятся все более открытыми: речь идет не только о выставках, но и о формировании своеобразных культурных центров на базе музеев, где у посетителей есть возможность не только «прикоснуться к прекрасному», но и вступить в живой диалог, попасть в сообщество людей, неравнодушных к искусству. Здесь можно познакомиться не только с предметом выставки, но и с теми, кто ее создавал, благодаря открытым лекциям.

Научный сотрудник Мурманского областного краеведческого музея Алексей Гулянин отмечает, что публика проявляет интерес не к экскурсиям и музеям вообще, а именно к нестандартным событиям.

«Если проанализировать выставки и мероприятия, более всего пользующиеся успехом, то это выставки и мероприятия, которые для музеев и учреждений культуры носят экстраординарный характер», - поясняет он.

По его словам, это музейные и музейно-выставочные мероприятия, не умещающиеся в «прокрустово ложе» традиционной для отечественных учреждений культуры экскурсий в рамках школьной программы и строго соответствующие содержанию учебников.

Также можно говорить о разнообразии самих мероприятий, которые не привязаны теперь к определенному месту или формальной теме.

«В Москве появилось много кружков, неформальных встреч ученых, аспирантов, студентов, которые не являются официальными, не представляют собой какие-то конференции или семинары – это просто люди, которые собираются и обсуждают научные проблемы», - отмечает профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Александр Шариков.

Получается, что единомышленников уже не нужно собирать в рамках какого-то учреждения, и находить интересные мероприятия стало проще.

Насколько вы зависимы от селфи? Тест>>

Квартирники и соцсети

Фото: Анастасия Осипова, РИАМО

Ведущий научный сотрудник Центра фундаментальных исследований, доктор культурологии и профессор НИУ ВШЭ Анна Новикова отмечает не только разнообразие самих событий, но и появление удобных способов информирования о них: обзоры событий в СМИ, группы в социальных сетях с сервисом напоминаний, с возможностью увидеть тех, кто тоже собирается пойти, с обсуждениями "до" и фотографиями "после".

«Все это не только упрощает выбор мероприятия, но и дает дополнительные эмоциональные и репутационные бонусы участникам, а также ощущение клубности, сообщества единомышленников. Поскольку мероприятий много, часто они получаются камерными, так что возникает ассоциация с практиками встреч "на кухне" в 70-е годы», - объясняет Новикова.

По ее словам, не зря часть мероприятий позиционируются как квартирники или лофты, имеется в виду не зрелищная или информативная составляющая, а коммуникационная, иногда и с налетом богемности.

Возросшая в разы доступность площадок и возможностей для организации мероприятий, а также легкость распространения информации о них влияет на общую ситуацию, подтверждает руководитель Литературной палаты России Георгий Брегман.

«Сегодня буквально любой человек может оповестить большое количество людей о своем мероприятии. А, как известно, своевременное информирование – залог успеха», - говорит эксперт.

Мастер-класс по гончарному делу от жителя Рузы>>

Отдых со смыслом или «сложные углеводы»

Фото: Николай Корешков, РИАМО

В прошлом году на открытые лекции об искусстве проекта «Арт-Депо» приходило около 30 человек, сейчас организаторы отмечают рост числа слушателей почти по каждой теме от 30% до 60%. Причем эта тенденция наблюдается как на лекциях на весьма узкие темы, такие как веджвудский фарфор или прикладное искусство периода ар-нуво, так и французских импрессионистах, Кандинском и византийской архитектуре.

«Причины такого роста интереса к лекциям по истории искусства - это и желание осмысленно отдохнуть, погрузившись в мир прекрасного, и стремление узнать что-то новое о любимых художниках и произведениях, и, возможно, сбежать от рабочих и семейных забот. Но, скорее всего, эскапизм не является ключевым мотивирующим фактором для слушателей наших лекций», - рассказали авторы проекта.

Действительно, желание прикоснуться к «вечным» темам, разбираться в искусстве, в актуальных научных вопросах – это вряд ли попытка сбежать от реальности.

«Убежать проще, если сесть дома и смотреть сериал. Поход на лекции и в музеи - не самая удобная форма эскапизма. Наверное, у части людей он есть как составляющая мотивации. Но вряд ли это основная причина», - считает Новикова.

Посещение лекций, выставок, образовательных мероприятий - это не выход из перенасыщенного информационного поля, а вход в него. Ведь, как правило, эти мероприятия несут много новой и сложной информации.

«У меня ассоциации с углеводами. Говорят, если хотите принести пользу организму, ешьте сложные углеводы, а не простые. Все эти мероприятия - сложные углеводы, выполняющие сразу несколько задач в обществе», - добавляет она.

Где дешево отдохнуть на майские праздники>>

Вольные слушатели

Фото: Андрей Мельников, Волоколамское ИА

Со своей стороны, координатор научно-популярных проектов AVI Lab Белла Юрьева считает, что дело не в экономичном «внутригородском туризме», который заменяет недоступные виды отдыха, а в том, что люди еще и устают от общения с техникой. По ее мнению, им хочется получать информацию от других людей при непосредственном общении, изучать в музеях настоящие объекты.

«Например, сотрудники современного планетария могут использовать огромный купол для невероятно зрелищных фильмов - можно показать прекрасные галактики, гигантские планеты - и это привлекает глаз. Но в то же время они отмечают, что зрителю гораздо интереснее, когда рассказывает про это живой человек, а не голос диктора. Компьютерная графика дает красивую обертку, но нам хочется еще и содержания», - объясняет она.

По мнению преподавателя Факультета истории искусств Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александра Маркова, желание совместного понимания и участия господствует в вольном образовании. Те, кто приходит в музей или на экскурсию, можно сказать, пытаются разобраться, как здесь что работает, почему художник принял такие-то решения, и какие решения можем принять мы сами.

«Нынешний всплеск любви к искусству – это, скорее, попытка вернуть себе то, что не смогла дать средняя школа. Школа, даже самая хорошая, требует относиться к искусству как к системе образцов, как к готовым решениям и примерам. Лекции и экскурсии учат видеть искусство неготовым, видеть, как оно возникает, при словах экскурсовода или лектора перед нами как бы собирается готовая картина», - поясняет Марков.

Публику, по его мнению, интересуют не сами технологии художников, а то, как важный опыт может быть не только пережит, но и повторен. Это не популяризация искусства, а скорее экспериментирование, сложное и ответственное.

Экоцентры музей леса в «Лосином острове» и музей Москвы-реки появятся в столице>>

Фото: сайт парка "Лосиный остров"

Шариков, в свою очередь, отмечает, что наметившаяся тенденция, действительно, имеет довольно глубокие корни. И это может быть признаком того, что в современном обществе наметились ориентиры на ценности, которые были отодвинуты на второй план во времена 90-ых, когда наука и культура находились в плачевном состоянии.

«Популярность лекций, неформальных встреч ученых, рост числа волонтерских движений – это осознание того, что невозможно существовать без духовного начала, это то, что мы связываем с интеллектом, силой духа, творчеством», - говорит профессор ВШЭ.

Еще одним фактором открытости общества к познанию можно считать и рост общего уровня образованности населения.

«Одно из реальных социальных достижений СССР – это всеобщее образование, когда люди стали в обязательном порядке оканчивать сначала четырехлетнюю школу, потом среднюю. Спустя несколько поколений мы приблизились к высокой отметке поступающих в вузы по окончанию школы. Мне кажется, что еще и этот процесс сыграл свою роль, даже несмотря на различные экономические катаклизмы», - полагает эксперт.

Итак, эксперты не берутся назвать лишь одну причину всплеска интереса к самообразованию. И хотя мероприятия в музеях стали одним из наиболее экономичных вариантов досуга для семьи и, возможно, кризис внес свои коррективы, однако специалисты не склонны преувеличивать значение экономического фактора.

«Более важными мне кажутся размышления на тему образования и просвещения, тенденция к выходу образования за стены университетов и прочих общественных институтов, гибриды развлечения и просвещения, эстетического удовольствия и образования, новые коммуникационные стратегии творца, ученого и публики, цифровая культура и новые культурные практики», - заключила Новикова.

Эксперимент: как кредитная карта может помочь в кризис>>

Ирина Иванова