Юрист Хаминский об экстрасенсах: важно усилить контроль за рекламными площадками

Юрист Хаминский об экстрасенсах: важно усилить контроль за рекламными площадками
Общество
Виталий Арутюнов

Фото - © Виталий Арутюнов/РИА Новости

РИАМО - 14 мар. Необходимо усилить контроль за площадками, на которых экстрасенсы, целители и знахари могут доводить до сведения заинтересованных лиц информацию о своей якобы врачебной деятельности, сообщил РИАМО руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.

«Закон о рекламе не разрешает рекламировать услуги, подлежащие лицензированию, без предъявления действующей лицензии. Соответственно, необходимо усилить контроль за площадками, на которых экстрасенсы, целители и знахари могут доводить до сведения заинтересованных лиц информацию о своей якобы врачебной деятельности. Речь идет об электронных досках объявлений, социальных сетях и различных форумах», – сказал Хаминский.

Он добавил, что уже высказывались мнения, что это будет крайне затруднительно, даже невозможно. Но успешный опыт борьбы с экстремистскими высказываниями в интернете говорит о другом.

«Некоторые горячие головы предлагают вообще запретить подобную деятельность. Считаю это не самым правильным подходом, к тому же нарушающим конституционное право людей на свободное выражение своих способностей. Но, с другой стороны, государство обязано защищать жизнь и здоровье своих граждан от вредного воздействия. И для этого сегодня есть все необходимые инструменты», – рассказал юрист.

Хаминский отметил, что принцип успешного инфо-бизнеса основывается на создании привязанности или даже зависимости потребителя от исполнителя. И в этом преуспели, как ни странно, разного рода экстрасенсы, целители и прочие шарлатаны.

«Эти «специалисты» обещают быстро и дорого вылечить даже от тех заболеваний, о которых компетентные врачи говорят осторожно и с опаской, не делая необоснованных прогнозом. Чаще всего такое лечение заканчивается трагически для пациентов. Они теряют не только деньги и остатки здоровья, но порой и жизнь. Проблема лже-докторов назрела и ее необходимо решать, причем, правовыми методами», – подчеркнул специалист.

Эксперт разъяснил, что исходя из принятой доктрины права, в России можно заниматься любой незапрещенной деятельностью. Вместе с тем, имеются ограничения, касающиеся обязательных требований, связанных с реализацией отдельных товаров и услуг. Например, оборот оружия или психотропных лекарственных препаратов четко регламентирован соответствующими законами.

«То же самое касается производства работ и оказания услуг, которые подлежат лицензированию. Находясь в правовом поле, медицинским организациям не так-то просто получить лицензию. Помимо наличия в собственности или аренде помещений, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, необходимо иметь в штате врачей с действующими сертификатами, дающими право работать по выбранной специальности», – уточнил юрист.

Хаминский уточнил, что каждые 5 лет врач обязан подтверждать свою квалификацию, в противном случае он теряет право оказывать медицинскую помощь.

«Но для лже-докторов такой проблемы не существует. Не имея ни образования, ни опыта, они пытаются лечить людей отварами и заклинаниями, а иногда даже лекарственными препаратами, о воздействии которых на человеческий организм имеют самое отдаленное представление. Остановить таких проходимцев сегодня можно только тогда, когда их подопечным причинен существенный вред здоровью или наступила смерть пациента», – информировал специалист.

По оценке эксперта, тогда исполнитель будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Следует отметить, что в данном случае не имеет значения факт наличия или отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.

«В любом случае, следует отработать административные процедуры, закрепить их в регламентах работы компетентных органов и по результатам сформировать соответствующую судебную практику. И параллельно заняться профилактикой данного рода правонарушений в форме правового информирования и правового просвещения», – резюмировал Хаминский.